На этой неделе мы много говорили об аренде и ее потенциальном росте. Тема оказалась настолько актуальной, что перепостов статьи и моего комментария в «Известия» было больше 80 штук. Лето кончается, студенты собираются в города. Ни коронавирус, ни политика, ни санкции не в силах изменить ход привычных вещей. Люди рождаются, учатся, размножаются, работают и умирают. Ну еще их иногда «портит (или нет) квартирный вопрос»…
Если с арендой недвижимости все прозаично — жилье ищут заранее, спрос постепенно растет в августе, достигает пика в начале сентября и плавно стабилизируется, то с продажами квартир дела обстоят сейчас немного по-другому.
Чтобы кто не говорил, но рынок нашей многострадальной вторички пока еще живой. Есть продавцы, есть и покупатели. Да, больше всего альтернативных сделок и в подавляющем большинстве случаев (80%) это ипотечные истории. Но спрос есть, просто он упал и достаточно сильно.
Если раньше, условно говоря, на 1 квартиру было 8 желающих купить (реальных, а не «туристов»), то сейчас их 4. Соответственно и равновесная рыночная цена падает. Не на 50% уж, но на 15–20% точно. Доски объявлений этого не отражают, так как там изображена идеальная картина продавца.
Кто-то действительно ждет и будет ждать своего покупателя, так как либо обладает на это временем, либо вескими обстоятельствами (знаю случаи, когда на уступки не идет второй собственник и уговорить его уступить в цене не выходит).
Будет ли вторичный рынок продолжать свое снижение — вполне допускаю. Цены искусственно завышены, так как опираются на частные выводы о частных эпизодах рынка в прошлом году. Память продавца оставляет в его голове красивые цифры высоких цен. А то что ситуация была скорее временной реакцией рынка на новые льготные программы или экстренное изменение в геополитике, он не принимает. Или просто не хочет принимать.