Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Комплексное развитие территорий - трудности и возможности
Директор по развитию территорий инвестиционной группы компаний ASG
13 августа 2021
17 981
Обсудить
Комплексное развитие территорий - трудности и возможности

Как закон о КРТ изменит сложившуюся практику застройки, зачастую идущую в разрез с интересами жителей и нормами комфортной городской среды? Достаточно ли в законе механизмов, способных обязать застройщиков соблюдать баланс между жильем и общественными пространствами? Об эффективности закона и возможностях жителей по защите своих прав  рассуждает эксперт по развитию территорий, директор по развитию территорий группы компаний ASG Ринат Аисов:


30 декабря 2020 в Градостроительный кодекс были внесены масштабные изменения, результатом которых стало появление новой главы 10, посвященной комплексному развитию территории (КРТ).

Основными целями КРТ, заложенными в Кодексе (ст. 64) как раз и является обеспечение сбалансированного и устойчивого развития, повышение качества городской среды и улучшение внешнего облика и иных характеристик объектов капитального строительства городских территорий.

Действие Закона как раз и направлено в отношении в первую очередь аварийного и ветхого жилья, затрагивая при этом также жилье с высокой степенью физического износа, критерии которого должны быть субъектом Российской Федерации.


Как сложится, и насколько будет эффективной практика применения законодательства о КРТ сейчас спрогнозировать сложно, все покажет время. На сегодняшний день в ряде регионов (в первую очередь в Москве) реализация программ КРТ только набирает обороты. Дело в том, что на уровне каждого субъекта Российской Федерации должен быть принят целый массив законодательных, а также подзаконных нормативных актов, развивающих и конкретизирующих порядок принятия и реализации решений о КРТ, некоторые вопросы до сих пор остаются неясными. Так, на уровне Республики Татарстан были внесены в этой части большие изменения в Закон Республики Татарстан «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан». В то же время, в развитие республиканского закона должен быть принят ряд нормативных актов Кабинета Министров РТ, как раз в которых и должна содержаться вся практическая конкретика, что, конечно не дает возможности начать реализацию проектов КРТ в нашей Республике.


Что касается соблюдения интереса жителей, необходимо иметь в виду, что это понятие довольно противоречивое, люди в массе своей не любят перемен, даже если, в конечном счете, эти перемены им на пользу. Ведь люди руководствуются в своей жизни не только разумными доводами, многие просто не хотят уезжать с насиженных годами мест, где жили их предки, прошло их детство и юность. Даже если им будут предложены более комфортные условия жизни. Как ни парадоксально, но это факт, и мы это должны учитывать и понимать.


Какие же возможности закон открывает жителям для защиты своих прав?

В решении о КРТ (ст. 67 Градостроительного кодекса) определяется перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции, включая многоквартирные дома.


Какие правовые механизмы защиты устанавливает Закон?

Во-первых, для включения или исключения многоквартирного дома (МКД) из решения о КРТ установлено проведение общих собраний собственников МКД (только в отношении домой, не признанных аварийными). И далее: окончательное решение о КРТ принимается с учетом решения такого собрания. Правда остается неясным как на практике будет это требование реализовано, поскольку жилой дом может находится в центре подлежащей развитию территории, и как это скажется на внешнем облике будущего микрорайона непонятно.

Во-вторых, предусмотренное ч. 6. ст. 68 Градостроительного кодекса обязательство лица, заключившего договор о КРТ, создать или приобрести жилые помещения для их предоставления гражданам взамен жилых помещений, освобождаемых ими в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а также обязательство уплатить денежные средства для выплаты гражданам возмещения за жилые помещения в МКД, признанных аварийными и подлежащими сносу.

И, в-третьих, одним из главных этапов реализации решения о КРТ является подготовка и утверждение документации по планировке территории (ППТ). Именно в ППТ и содержатся требования, обязательные в соответствии с градостроительной документацией и местными нормативами градостроительного проектирования как по параметрам жилой застройки, так и по обеспечению жителей объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. В данном случае у жителей отдельно взятой территории имеется возможность участвовать в обязательной при утверждении ППТ процедуре общественных обсуждений (ст. 5.1., ст. 46 Градостроительного кодекса). В ходе процедуры общественных обсуждений каждый житель может высказать и представить свои обоснованные замечания и предложения, касающиеся улучшения архитектурно-градостроительных характеристик жизнедеятельности района.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный суд России, достижение разумного баланса между общественным и частным интересом является приоритетной целью градостроительного законодательства, деятельности в этой сфере органов государственной и муниципальной власти.


Говоря о таком правовом институте как КРТ, мы забываемом о такой ее важной разновидности как КРТ по инициативе правообладателя.

В этом случае, с одной стороны, есть инициатива конкретных собственников по развитию неосвоенного пространства, а с другой стороны, содействие в рамках компетенции органов муниципальной власти.

Для столицы Татарстана этот вид КРТ имеет приоритетное значение. Уже много лет прошло с момента расширения границ города за счет земель «восточной дуги», а данные территории до сих пор остаются неосвоенными, что негативно влияет на рынок жилищного строительства, создавая дефицит строительных площадок, и, как следствие – безудержный рост цен на жилье.

Проблема КРТ, на наш взгляд, могла бы стать, определенной панацеей в этой области, тем более «бульдозерного снесения тут не потребуется», никого расселять здесь не надо.

Тем самым, эффективная реализация КРТ по инициативе правообладателя позволит вовлечь в сферу жилищного строительства значительные территории, до настоящего времени продолжающие оставаться неосвоенными, способствует развитию социальной инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, привлечению в Республику Татарстан частного инвестиционного капитала и многие другие положительные бонусы для ее жителей.


Авторы
Директор по развитию территорий инвестиционной группы компаний ASG
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости