ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ
Часть I
Покупка готового дома.
Для себя выделю 3 стадии готовности дома:
- теплый контур – когда стоит коробка, есть крыша, окна и двери;
- дом «под отделку»;
- готовый дом.
Разные стадии готовности сопряжены с разными вложениями, что совершенно понятно.
Если ты продавец, то где она, «золотая середина»? Основываясь на своем опыте – а я за 6 лет построила с мужем 2 дома, знаю достойные примеры хорошо знакомых мне людей, строителей-инвесторов, поработала с готовыми и незаконченными объектами строительства – пришла к следующим выводам:
1. Теплый контур считаю наиболее перспективным и быстропродающимся объектом. Возводится за короткий срок и не требует дорогостоящих вложений. Участок может быть небольшим – 6,5-7 соток. Площадь дома – от 120 до 150 кв.м. Из плюсов: цена объекта сопоставима с ценой однокомнатной квартиры. Предстоящий объем работ не пугает потенциального покупателя – в какой-то мере, самообман. Площадь небольшая, зато вся семья будет жить на природе; опять же – свой участок. В общем, одни плюсы. Ну и, как правило, такие дома рассматривают как основное жилье.
2. Дом «под отделку». Самый неоднозначный пример. Зачастую такие дома имеют серьезную площадь – от 300-350 м2 и больше, и расположены на достаточно больших участках. По разным обстоятельствам ими прекратили заниматься n-ное количество лет назад. Я их называю «брошенки». Чем они пугают потенциального покупателя, несмотря на большой первоначальный интерес? Планировка, конструктив, скрытые недостатки, несовременные коммуникации и дополнительные вложения в дом. Зачастую озвучивают суммы, превышающие стоимость участка и дома вместе взятых. Порой кажется, что клиент планирует воссоздать Храм Василия Блаженного и Версаль вместе взятые. Этот объект из ряда "хотелок". Потенциальный клиент не решает такой покупкой свой жилищный вопрос. Это другая ступень развития и самореализации. В большинстве случаев, продавая такой дом, Вы не вернете вложенных средств – покупатель лишь видит предстоящие вложения. При этом рынок предлагает в противовес таким «брошенкам» готовые дома примерно в такой же ценовой категории или немногим дороже.
3. Готовый дом. На такие дома приходят уже другие покупатели – перед ними не стоит жилищный вопрос, строиться или доделывать чужую задумку они не готовы. Посыл примерно такой: надо жить здесь и сейчас. Что от такого дома хотят видеть: локация, транспортная доступность, планировка, наполнение дома. «Цепляющие детали» - кухня, санузлы, продуманность планировки, стилистика дома, ухоженность территории. Потенциальные покупатели имеют уже определенную насмотренность, они тяготеют к современным трендам в строительстве. Для них загородный дом – это прежде всего дом выходного дня, куда выезжаешь всей семьей, оставляешь городскую суету, но в любой момент можешь вернуться к рабочим делам. Дополнительным плюсом будет наличие реки/озера, леса, прогулочных мест.
Что влияет на ценообразование и спрос? Локация прежде всего, размер участка – не менее 15 соток, подъездная дорога, общая ухоженность, соседи и общая картинка: отсутствие разномастности – добротные дома, похожие заборы и т.д. Надо понимать, что, как правило, для покупателя это не дача, а именно загородный дом. И здесь необходимо правильно определить цену. Потому как за определенными рамками, покупатель и сам может воплотить свою мечту в жизнь. Но это совсем другая история.
А что Вы думаете о загородном доме?