Верховный суд защитил права жены, которая потребовала признать недействительным ипотечный кредит мужа, пишет портал «Право.ru». Женщина узнала об ипотеке случайно, спустя девять лет после оформления. Выяснилось, что супруг оформил кредит незаконно, подделав подпись жены в нотариальном согласии.
Мужчина при оформлении кредита заложил в банке дом и участок. Через девять лет на недвижимость обратили взыскание из-за долга перед банком. Для жены должника это стало неожиданностью. Женщина обратилась в суд с просьбой признать сделку недействительной. Она заявила, что не ставила подпись в нотариальном согласии на заключение кредитного договора. Была проведена почерковедческая экспертиза, которая подтвердила, что подпись не принадлежит жене.
Районный суд поддержал требования истицы, указав, что, согласно Семейному кодексу, для такой сделки нужно нотариальное согласие второго супруга. Суд признал сделку недействительной, отметив, что муж без согласия жены распорядился общим имуществом. Верховный суд республики отменил это решение, объяснив, что банку было неизвестно о подделке подписи в нотариальном согласии. Этот вывод поддержал кассационный суд.
Женщина обратилась в Верховный суд РФ. ВС заявил, что на момент возникновения спора действовала редакция Семейного кодекса, обязывающая супругов получать согласие на распоряжение общим имуществом, удостоверенное нотариально. Апелляционная и кассационная инстанции не учли эти нормы. Статья 35 Семейного кодекса не обязывает доказывать, что другая сторона в сделке знала об отсутствии согласия, говорится в определении Верховного суда.
Дело направили новое рассмотрение. Апелляция должна принять во внимание доводы жены.