В России с 22 марта вновь начал действовать мораторий на взыскание с застройщиков неустоек и штрафов за просрочку сдачи новостроек, отмененный в июле прошлого года. Ряд экспертов оценивают этот шаг как меру поддержки строительного бизнеса. В их числе — основатель компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
«Застройщику сейчас приходится решать огромное количество вопросов, связанных со стройкой: дефицит кадров, изменение логистики, сложности со строительными и отделочными материалами. Также на застройщиков оказало влияние ужесточение условий ипотечных программ и грядущее завершение льготной ипотеки, переход на адресные программы», — цитирует эксперта РБК.
Юрист из юридического бюро «Ковенант» Игорь Зенин в разговоре с корреспондентом Циан.Журнала отметил, что мораторий на начисление санкций по договорам участия в долевом строительстве является далеко не новым явлением для российских дольщиков. При этом введение такого механизма фактически в том же виде, что и в период пандемии коронавируса, вызывает у специалиста серьезные вопросы.
«Прежде всего стоит обратить внимание на то, что штрафы, предусмотренные законами об участии в долевом строительстве и о защите прав потребителей, носят значительно более строгий характер, когда дольщик — обычное физическое лицо, приобретающее недвижимость для личных нужд. То есть подавляющее большинство случаев», — уточнил Игорь Зенин.
По его словам, количество случаев, при которых дольщики обращаются с такими требованиями к застройщику, статистически растет, и, несмотря на жесткий характер таких санкций, установленный законом, чаще всего судами законная неустойка уменьшается — при этом каких-либо четко установленных критериев для снижения в практике по-прежнему не выработано, они зависят от усмотрения судьи.
«По сути мораторий в очередной раз умерщвляет законодательную норму, создавая явный перевес в пользу застройщиков. Возникает вопрос — если норма столь сурова и механизм снижения неустойки судами неэффективен или непоследователен, почему бы этот механизм не изменить — по крайней мере, хотя бы в сторону уменьшения или фиксации процентной ставки либо посредством выбора иных параметров, ставящих в зависимость размер санкций не только от цены договора?» — спросил Игорь Зенин.
Также, по мнению эксперта, страдает и компенсаторная функция штрафов. Юрист подчеркнул, что, действительно, существуют и другие способы защиты прав дольщиков — в частности, механизм взыскания убытков при обнаружении строительных недостатков.
«Однако вовсе не все дольщики обнаруживают подобные дефекты, а сама по себе стоимость их устранения имеет иную правовую природу. Неустойка же и убытки, на которые накладывается мораторий, завязаны в первую очередь на просрочке передачи недвижимости обычным гражданам и призваны в том числе компенсировать потерянное время, расходы на аренду иной недвижимости», — резюмировал спикер.