Рентабельность риелторского бизнеса падает из-за серьезного сокращения спроса на жилье, пишет «Коммерсантъ». Владельцы бизнеса активно распродают компании. За год количество объявлений о продаже риелторского бизнеса выросло в 2,5 раза. Эксперты отмечают, что рынок покидают небольшие региональные риелтеры, кроме того, уходят компании, которые работали с «вторичкой».
За несколько месяцев количество агентств недвижимости, выставленных на продажу, выросло в разы, рассказали изданию в компании «Жилфонд». Это нетипичная ситуация для рынка, говорит директор «Жилфонда» Александр Чернокульский. По его словам, тенденция связана с разбалансировкой рынка. Предложение превышает спрос, при этом количество сделок с жилой недвижимостью сокращается. Небольшим агентствам, работающим в регионах, сложно выжить в такой ситуации. Собственники таких компаний все чаще принимают решение выйти из бизнеса.
С рынка уходят агентства, которые занимаются сделками со вторичным жильем, говорит управляющий партнер «Метриума» Надежда Коркка. По данным Циан.Аналитики, в первые три недели июня в городах-миллионниках количество просмотров объявлений о продаже «вторички» и звонков по сравнению с прошлогодними показателями упало на 48%. По данным Росреестра, в Москве в мае этого года количество сделок с вторичным жильем по сравнению с прошлым годом снизилось на 45%. На первичном рынке снижение составило 31%.
Традиционно риелторский бизнес считается доходным. В «Жилфонде» отмечают, что уровень доходности может достигать 20–25% годовых. Рентабельность бизнеса зависит от специфики региона, добавляет Надежда Коркка. По ее словам, средний показатель составляет 15%, однако в этом году из-за падения спроса он снизится.
Гендиректор DNA Realty Антон Белых считает, что покупать небольшую компанию нецелесообразно. На рынке востребованы агентства с известным брендом, а большинство компаний, которые сейчас выставляются на продажу, не имеют такой ценности.