Верховный суд рассмотрел спор о сносе самовольной постройки, пишет «Российская газета».
На земельном участке женщины выявили два объекта недвижимости: двухэтажное здание, строящееся без разрешения на строительство, и трёхэтажный дом, зарегистрированный как двухэтажное здание площадью 125 «квадратов». Городская администрация подала в суд иск с требованием снести самовольные постройки.
По результатам экспертизы строения признали безопасными. Суд первой инстанции отклонил иск чиновников. Апелляция заняла сторону города, указав, что фотографии трёхэтажного дома опровергают выводы экспертизы. Дело дошло до Верховного суда.
Верховный суд пришёл к выводу, что решение суда второй инстанции было основано на собственном убеждении и ненадлежащих доказательствах. ВС РФ указал на ошибки апелляции и направил дело на новое рассмотрение.
По словам руководителя практики правового сопровождения предпринимательства бюро адвокатов «Де-юре» Константина Ткаченко, Верховный суд в очередной раз подчеркнул, что снос — это крайняя мера. Перед тем как сносить самовольную постройку, необходимо выяснить все обстоятельства. Важно выяснить, нарушены ли строительные и градостроительные нормы, нарушаются ли права третьих лиц, есть ли угроза жизни и здоровью граждан. В данном случае безопасность строений подтвердила экспертиза. При этом суд апелляционной инстанции на основании фотографий, имеющихся в деле, самостоятельно определил этажность дома, отметил юрист. Верховный суд раскритиковал подход апелляционного суда. Кроме того, в постановлении ВС много внимания уделено вопросу о том, требовалось ли в данном случае разрешение на строительство. Коллегия отметила, что жилой дом реконструировался, а второе здание строилось после 4 августа 2018 года, когда для строительства и реконструкции объектов ИЖС действовал уведомительный порядок, добавил Ткаченко.
Если строительство ведётся с соблюдением норм и правил, объект нельзя признать самостроем и отдать под снос, подчеркнул юрист. Определение судебной коллегии формирует правовой подход к рассмотрению таких споров и подчёркивает, что снос самостроя является крайней мерой. Чтобы принять решение о сносе, недостаточно отсутствия разрешения на строительство.
Ткаченко добавил, что суд не может признать дом самостроем при недостатке доказательств, без специальных познаний в этой сфере. Юрист отметил, что в последнее десятилетие судебная практика по самовольным постройкам ужесточалась, но новое определение Верховного суда можно расценивать как шаг к её смягчению.