Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
Александр Москатов: «Рынок не может расти вечно»
26 декабря 2022
6 955
26
Александр Москатов: «Рынок не может расти вечно»
Насколько и когда упадут цены, мы побеседовали с Александром Москатовым, управляющим директором ГК «Миэль». Александр наблюдает за рынком без малого 30 лет и нынешний кризис называет «просто фазой», к которой рынок уже адаптировался.
Краткое содержание интервью:
Про рынок и  кризисы
  • Сложные времена на рынке наступают ежегодно.
  • Спрос падал, но сейчас всё возвращается к рабочей обстановке.
  • Не стоит называть происходящее кризисом: наступает новая фаза развития рынка, который не может расти бесконечно.

Прогноз: что будет с ценами

  • 2023 год покажет отрицательную динамику, и особенно ярко это проявится в I квартале.
  • Пока цены снизились на 0,5%, но это только «витринные» цены — те, которые указаны в объявлениях. Стоимость реальных продаж от них отличается.
  • Средний торг сегодня составляет около 4%. Разница между начальной и конечной ценой может достигать 20%.
  • В ближайшие пару лет рассчитывать на рост цен квартир в новостройках не стоит.

Про риелторов и регулирование риелторской деятельности

  • Многие риелторы молоды и пока не видели падающего рынка. Им придется освоить новые для них навыки и инструменты, а еще надо быть ближе к людям и глубже вникать в их ситуацию.
  • К 2030-м годам на рынке будет больше крупных агентств или частных брокеров.

Модераторами беседы выступили Светлана Данилова, главный редактор Циан.Журнала (С.Д.), и Михаил Посредников, коммерческий директор Циан (М.П.).

«Рынок столкнется с превышением предложения над спросом»

С.Д.: Как настроение? Как живет рынок недвижимости?

А.М.: Конец года — активное время, даже несмотря на новые реалии, в которых рынок, по сути, живет последние шесть месяцев. Октябрь, ноябрь, декабрь — это те месяцы, когда люди традиционно пытаются успеть реализовать все свои планы. Хотя сейчас по спросу есть вопросы (каламбур!): по сравнению с обычными ноябрями в этом году спрос пониже. По данным Росреестра, снижение составило 23%.

С.Д.: Как прошел этот год?

А.М.: Как ни странно, по динамике он во многом совпал с 2020-м. Самым сложным для ГК «Миэль» был II квартал — рынок впал в анабиоз и затих. III квартал был гораздо оживленнее — с июня мы наблюдали ежемесячный рост спроса. Да, во второй половине сентября и на ноябрьские праздники по понятным причинам произошел некоторый спад, но в целом мы отмечаем рост — в октябре Росреестр зафиксировал 11 тыс. сделок. 

Сейчас абсолютно рабочая обстановка. Безусловно, это не 2021 год (а рынку его очень не хватает), но ситуация рабочая.

С.Д.: Сравнение с 2021 годом кажется не совсем корректным: все-таки он был аномальным. А что, если сравнить результаты с более спокойными годами?

А.М.: Действительно, в 2021-м только по Москве было зафиксировано 170 тыс. сделок. Впрочем, высокие показатели тогда были по всей России. Поэтому, когда мы говорим, что в этом году по сравнению с прошлым сделок меньше, сравнение получается не очень объективным. С другой стороны, в Москве за последние 8–10 лет ежегодно заключалось 120–140 тыс. сделок, а темпы IV квартала 2022 года вполне сопоставимы с показателями лет, предшествовавших последним кризисам, — тех же 2018-го и 2019-го.

С.Д.: Это ведь не первый кризис, который вы наблюдаете?

А.М.: Конечно. Я работаю с 1996 года. Я видел и 1998-й, и 2008–2009-е, и 2015-й, и 2020-й. Исходя из этого опыта, я бы не называл нынешнее состояние кризисом. Это скорее фаза, причем рынок не просто уже в нее вошел, но даже адаптировался. Поймите, рынок не может расти вечно! Приняв этот факт, мы уже поняли, как работать и с покупателями, и с продавцами.

Что же будет дальше?

С.Д.: Хорошо, рынок не может все время расти, но готов ли он падать и насколько?

А.М.: Рассуждать о прогнозах сейчас сложно. Но есть несколько фундаментальных факторов, которые немного упрощают эту задачу. В течение семи месяцев у нас растет предложение: если этот тренд продолжится, то рынок столкнется с превышением предложения над спросом. По законам экономики это приведет к снижению цены.

Ипотечная ставка уже не понижается, а по негласному правилу снижение ипотеки на 1% добавляет 5% спроса — в обратном порядке эта закономерность работает так же. 

Исходя из этих факторов, можно предположить, что 2023 год покажет отрицательную динамику, и особенно ярко это проявится в I квартале — в том числе потому, что рынок традиционно разгоняется только к марту. Следующий пик спроса (не цен, а именно спроса) придется на март.

С.Д.: А что будет с ценами?

А.М.: Время покажет. К тому же многое зависит от региона. Пока мы фиксируем снижение на 0,5%, но важно понимать, что это только «витринные» цены — те, которые указаны в объявлениях. Цены реальных продаж от них отличаются.

С.Д.: Как сильно? Ходили слухи о скидках 60%, хотя нам ни один риелтор это не подтвердил.

А.М.: Размер торга зависит от того, насколько ваши ожидания совпадают или не совпадают с ожиданиями и возможностями покупателя. Но средний торг сегодня составляет около 4%.

С.Д.: Откуда же слухи о таких больших скидках?

А.М.: Дистанция между ценой в объявлении и ценой сделки в этом году действительно может достигать 20%. Особенно заметен размер скидки, если продавец выставил объект давно (например весной) и по завышенной цене. В результате осенью такие объекты действительно продавались намного дешевле. Но это не столько торг, сколько коррекция в картине мира продавца.

И еще: на волне этих слухов к нам регулярно обращаются покупатели, которые надеются, что мы им предложим объект «из-под сукна» с во-о-от такой огромной скидкой. Вынужден разочаровать: нет таких скидок, иначе мы сами бы всё и раскупили.

С.Д.: Обычно, устанавливая цену, продавцы ориентируются на стоимость похожих объектов. По вашей логике, это может быть не очень объективно?

А.М.: Да, сейчас формировать цену, опираясь на средние показатели, не очень правильно: многие объекты выставлены по старым ценам, которые сегодня уже неактуальны.

Скажем, если ваш сосед продает квартиру за 15 млн, это не значит, что это реальная рыночная цена: может, он уже полгода безуспешно продает! В результате выставить-то по этой цене можно, но не факт, что квартира будет продана.

лайфхак

Вы собственник и продаете квартиру? Оцените свою квартиру бесплатно вместе с Циан. Укажите в объявлении цену в диапазоне оценки и получите значок «Хорошая цена» — это привлечет больше внимания

Быстро продаются те объекты, которые сразу вышли на рынок по правильной цене. Более того, и «витринные» цены сейчас будут падать.

С.Д.: Ранее мы говорили, что размер скидки достигает 20%. Можно ли из вышесказанного сделать вывод, что сейчас цены на рынке завышены на те же 20%?

А.М.: Рынок в принципе прибавил за два года 40%. Каким будет откат, сказать сложно. Но надо отметить, что у нас в доле проданных объектов 40% экспонировались не более 30 дней и дисконта на них практически нет — то есть цена была установлена филигранно правильно. Еще около 30% продается на второй-третий месяц.

А третья часть может провисеть в экспозиции до полугода. Причиной этому служит не только неправильно установленная цена, но и мотивация продавца: у него просто нет необходимости продать объект в любом случае, но есть желание продать его при условии «вот такой цены».

Витрина состоит в том числе и из таких объектов. Поэтому некоторые ставят высокий ценник и спокойно ждут покупателя, которому нужна именно эта квартира и который готов выложить запрошенную сумму: «А если нет, то себе оставлю».

Полную версию интервью смотрите на нашем YouTube-канале:


Новостройки — инвестиции — риски

С.Д.: Как сейчас клиенты относятся к новостройкам? Многие ли считают их рискованной покупкой?

А.М.: Обратимся к истокам: покупка новостройки — это инвестиция. Инвестиция — это всегда риск в обмен на доходность, здесь ничего не поменялось. В последние два года доходность новостроек была фантастической.


Ищете новостройку в Москве или Подмосковье на начальной стадии строительства? Оставьте заявку на Циан, и с вами свяжется застройщик, как только в интересующих вас объектах откроются продажи

Вместе с тем в России квартира считается надежным консервативным активом, который в любом случае будет приносить пассивно 4–5% доходности. Поэтому те, кто сегодня хочет сохранить свои сбережения, вкладываются в недвижимость, и в том числе в новостройки. Но в ближайшие пару лет рассчитывать на рост их стоимости не стоит.

С.Д.: Есть ли смысл говорить о страхе людей вкладываться во что-то, чего еще нет?

А.М.: Фундаментальная тема. Люди решают свои квартирные вопросы вне зависимости от геополитической и экономической обстановки. Масса транзакций в этой сфере связана с изменением семейного положения: кто-то решил съехать от родителей, кто-то разводится, у кого-то родился ребенок — всё это влечет за собой какие-то сделки с недвижимостью. 

Жизнь у людей не останавливается, поэтому рынок всегда будет востребован, особенно вторичный. Но новостройки в кризис и правда проседают.

С.Д.: Пока льготную ипотеку решили сохранить. А когда ее все-таки отменят, насколько легче станет жить «вторичке»?

А.М.: Когда это произойдет, это точно добавит спроса рынку вторичной недвижимости. Сегодня «первичка» оттягивает на себя значительную часть покупателей за счет низкой ставки, низкого ежемесячного платежа. Это, кстати, и явилось в том числе причиной для взрывного роста цен!

Надо учитывать, что рынок недвижимости очень инертный, так что скорой реакции ждать не стоит. И, конечно, застройщики еще найдут способы поддерживать спрос.

Риелторам придется перестроиться

С.Д.: Как сейчас работать риелторам?

А.М.: Последние четыре года рынок недвижимости рос. За это время появилось поколение агентов, которые никогда не видели падающего рынка. Смена фазы потребует от них переориентации и формирования новых навыков. Впрочем, для тех, кто на рынке давно, это скорее хорошо забытые старые приемы работы.

Сейчас актуальны все инструменты 2015 года: и письма собственникам, и листы просмотров для покупателей. Риск потери клиентов будет расти, поэтому риелторам нужно быть гораздо ближе к людям и глубже вникать в их ситуацию.

М.П.: Изменится ли структура риелторского рынка через 10 лет? Может, станет больше частных риелторов?

А.М.: Уже сейчас понятно, что крупному и микробизнесу справиться легче. В первом случае помогают компетенции, масштабы и, скажем так, фонды благосостояния. К тому же на рынке заметна тенденция к укрупнению.

У микробизнеса свои преимущества: ему нечего терять, поэтому он тоже выживет. А вот для мелко-средних форматов угрозы есть. Скорее всего, к 2030-м на рынке будет больше крупных агентств или частных брокеров.

М.П.: Как будут меняться технологии? Может, трансформируется взаимодействие с банками?

А.М.: Рынок недвижимости очень финансово емкий. По сути, недвижимость — это самый дорогой товар. Весь околориелторский сервис мечтает, как войти в долю этих доходов, — и классифайды, и банки, и все причастные. Вряд ли это давление будет ослабевать. Но работа риелтора — это не про цифры и инструменты, а про помощь и живое человеческое участие. Спрос на это будет вечным.

М.П.: А риелтор при этом изменится? Каким он должен быть в 2030 году?

А.М.: Из практики моих наблюдений (а это более 25 лет) я вижу, как растет спрос на профессиональные знания и их ценность. В 1990-х очень много времени тратилось на низкоквалифицированную работу вроде стояния в очередях за справками. А еще в те времена были сложности с доступностью информации — интернета-то не было, приходилось скупать газеты, обзванивать агентства недвижимости.

Теперь таких проблем нет, зато появились другие: краеугольным камнем становится ликвидность объекта, особенно на стагнирующем рынке. Еще одна сложность заключается в современных финансовых схемах: мало того, что значительная часть сделок связана с альтернативой, тут еще и ипотека с маткапиталом и другими инструментами!

Совокупность этих факторов делает сделки очень сложными не только для наших клиентов, но иногда даже для риелторов. Именно поэтому каждая такая сделка — это целый проект, требующий коллективного разума и компетенций. В таких ситуациях мы садимся рисовать схему вместе с банками. Вот каких знаний требует сегодня российский рынок от риелтора!

Причем за границей не так. Летом я был в Англии и зашел в мини-офис недвижимости, сотрудница которого рассказала мне, что в ее задачи входит только показывать объекты, а эскроу, законы и прочее — это к банкам и юристам. 

В России же риелтор должен разбираться во всех смежных сферах. Наш риелтор — это многорукий Шива, готовый ко всему. Учитывая все это, думаю, что на рынке останутся только агенты с действительно высокими компетенциями и компании, которые создают всю инфраструктуру компетенций на своей базе. И делают это так, что агент не может ошибиться.

С.Д.: Есть мнение, что нельзя быть одновременно хорошим юристом, финансистом и психологом. Куда риелтору нужно развиваться, чтобы улучшить свои агентские компетенции, оставаться на плаву и даже расти?

А.М.: Психология, коммуникации, коучинговые способности. Я слушаю звонки, слежу за общением агентов и покупателей и вижу, что часто клиентам нужна квалифицированная помощь в определении их задачи. Вот здесь важны умения риелтора увидеть, раскрыть, предложить лучшее решение.

Кроме того, агент должен соединять людей в векторе выгодной сделки. Так, в элитном сегменте бывает, что покупатель обронил какое-то неосторожное слово, а продавец на это обиделся и теперь отказывается продавать этому человеку, хотя он по всем признакам подходит больше всего. Поэтому риэлтор — еще и медиатор.

С.Д.: Недавно президент Гильдии риелторов Москвы Екатерина Векшина сказала, что до 40% сделок разваливаются, потому что не могут договориться не покупатель с продавцом, а риелтор с риелтором. Это катастрофическая цифра!

А.М.: Я не вижу 40%. Да, раньше эта проблема была намного острее: сделки срывались, потому что агенты не могли друг с другом решить, в какой банк идти и чья будет регистрация. 

Сегодня таких проблем меньше, хотя они еще встречаются. В таких ситуациях мне очень жаль ту сторону, которая решила сэкономить и взяла в помощники человека не из профессиональной среды.

С.Д.: Может ли госрегулирование сделать рынок риелторов лучше?

А.М.: Сложный вопрос. Предпринятые ранее попытки с лицензированием проблему не решили. Хочется ли порядка на рынке? Однозначно да. Предпосылки к этому есть, но идеального решения пока нет. В первую очередь нужна консолидация риелторского сообщества. Возможно, начать стоит с правил и этики по входу на рынок.

«Чем больше загружаешь мозг, тем дольше он остается здоровым»

С.Д.: Александр, вы ранее говорили, что являетесь фанатом недвижимости и не хотите менять профессию. Почему?

А.М.: Нравится. Я начинал, будучи 20-летним студентом Института нефти и газа. Именно тогда я впервые почувствовал кайф от благодарности людей за то, что я помог им улучшить жизнь. И с тех пор, пока я был агентом, меня «передавали» из семьи в семью, что я всегда ценил.

Недавно ко мне обратилась одна девушка. Она напомнила мне о случае, который я и забыл. В 1998 году я помог продать квартиру ее маме. Один из просмотров пришелся на 8 марта, и я принес букет тюльпанов, чем очень ей запомнился. И вот теперь эта девушка — сама уже мама — вновь пришла к нам. 

Такая отдача действительно очень питает, я не собираюсь ничего менять. К тому же есть амбиции и есть куда двигаться.

С.Д.: А со стрессом, нагрузкой и выгоранием как справляетесь?

А.М.: Выгорание случается тогда, когда теряешь интерес, а я нахожусь в вечном поиске. Есть крылатые слова: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». И это так: чем больше загружаешь мозг, тем дольше он остается здоровым. 

Я человек, который постоянно что-то ищет. Мой принцип — во все тяжкие!

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
26
Беседовали Светлана Данилова и Михаил Посредников
26 комментариев
Частный маклер
30 декабря 2022, 17:16
Очень похоже на Сергея Смирнова... 🤗
Коллеги, спасибо за аргументированную дискуссию ( тема до конца не раскрыта )
Ответить
120/50 000
0/50 000
Александр Москатов
30 декабря 2022, 08:58
Ну почему же? Мне интересно как вас зовут и чем вы занимаетесь. Доводы и аргументы которые вы представляете мне интересны
Ответить
121/50 000
0/50 000
Александр Москатов
29 декабря 2022, 18:31
ну это "ошибка выжившего". Если водитель пристегнутый ремнем безопасности попал в аварию и погиб это не значит что не нужно пристегиваться.
Ответить
139/50 000
0/50 000
ID: 98381864
29 декабря 2022, 19:59
прекрасно Вас понимаю: для Вас я никто и звать меня никак.
но Вы просто полюбопытствуйте, что случилось с Маргарет Тэтчер, Иоанном Павлом 2, Рональдом Рейганом и т.д. Список можно продолжать бесконечно.
НО! по крайней мере, у этих трех с "загрузкой мозга" не было вообще проблем никаких и медицина самая лучшая в распоряжении, но вот же незадача какая...
364/50 000
ID: 98381864
29 декабря 2022, 14:55
и напоследок.
г-н Москатов, вы сильно ошибаетесь, если верите в "Чем больше загружаешь мозг, тем дольше он остается здоровым".
Поверьте человеку, у которого два ближайших родсвтенника заболели деменцией и паркинсоном.
я изучил кучу литературы, включая имеющиеся источники на англ языке. Последние научные данные.
"загрузка мозга" НИКАК не влияет на то, повезет Вам или не повезет - настигнет конкретно Вас деменция или паркинсон.
Оба моих родственника по жизни были чрезвычайно активными в умственном плане люди.
Можно сказать, общественники.
Эти болезни обусловлены исключительно наследственностью.
Ответить
635/50 000
0/50 000
ID: 98381864
29 декабря 2022, 13:50
да, кстати.
если, как нам говорят наши руководители, присмотреться к Ирану, то картина следующая вырисовывается:
1. Курс офиц 70 руб/долл. Наличный (представим Иран) 700 руб/долл.
2. Стомисоть м2 в Москве - 300 тыс руб. ИЛИ 450 (Четыреста пятьдесят долларов!) за м2.
Вот вот и "очередная фаза" на рынке.
За лето население "выгнали" из доллара и наличным долларом владеют меньше 10% населения.
Всем остальным будут продавать в РУБЛЯХ и для них НИЧЕГО не имзенится.
Ответить
493/50 000
0/50 000
Александр Москатов
28 декабря 2022, 17:32
D: 98381864
Не знаю как к вам обратиться. Поэтому использую ваш ID. Вы написали 8 пунктов. Большинство из факторов которые вы описали действительно имеют место быть. Я просто не пойму с каким тезисом вы не согласны?
Цену будут снижаться ? да
Я назвал это новой фазой, а вы хотите назвать это кризисом. Не согласен. Кризис это когда отрасль перестает работать. Нет спроса вообще. Я такую ситуацию в 2023 году для Москвы исключаю. Если у вас другое мнение – напишите ваши прогнозные значения сюда. Мне любопытно.
Ответить
526/50 000
0/50 000
Сергей ТСТ
28 декабря 2022, 21:23
я тоже хочу почитать человека который , пишет аргументированно .. присоединяюсь к вашему вопросу к : 98381864... а так ваше определение "Новая фаза " очень даже соответствует состоянию рынка .. "Новая реальность" ..на счет Москвы увы , Москва Официальна в Лидерах по падению цен на недвижимость и арендных ставок .. Москва ( Московский регион ) и Питер будут лидерами по падению цен на недвижимость ... при том что с 2008 года население Москвы принимает мелкие ручейки притока население , которые прерываются волнами оттока , за вычетом иногородних рожениц ( 40 % от всех родившихся в Москве ) Москва и Область имели естественную убыль + люди не только приезжали в Москву , но и Сами Москвичи эмигрировали .. ... так вот за последние четыре года 2019/20/21/22 года чистый нетто прирост жилья 550 тысяч единиц при относительно стабильном население , какой будет эффект оттока 2022 года пока не ясно .. так вот за четыре года естественная убыль 300 тысяч и отток ) эмиграция москвичей ( людей с постоянной пропиской ) в 2022 году до 200 000 Это все на фоне рекордного ввода жилья и рекордной естественной убыли ..в Москве то как раз на рынке недвижимости "Идеальный Шторм" .. тут коммерческого жилья больше чем где либо ..
1 238/50 000
Сергей ТСТ
28 декабря 2022, 21:27
https://www.cian.ru/stati-vtorichka-v-kontse-2022-go-tseny-za-god-vyrosli-vezde-krome-moskvy-328618/ «Вторичка» в конце 2022-го: цены за год выросли везде, кроме Москвы
Циан.Аналитика
26 декабря 2022
210/50 000
ID: 98381864
29 декабря 2022, 10:17
Вы утверждаете, что все происходящее на рынке - это всего лишь очередная фаза на рынке, коих в прошлом уже бывало много: цены растут => цены падают => цены растут ... и так далее по кругу.
В этом нет ничего нового для российского рынка.
Верно?
Я же утверждаю, что ничего из происходящего СЕЙЧАС (кроме того, что цены начали падать!) на рынке не было раньше и, соответственно, то, что будет происходить в ближайшем и средне-срочном будущем НЕ будет похоже на то, что происходило раньше.
Вы вряд ли помните советское время в силу возраста. Тогда подавляющее большинство людей квартиры не покупали (дикость какая, верно?!), а бесплатно получали от госудаства.
И всем в тот момент казалось: "А КАК МОЖЕТ БЫТЬ ИНАЧЕ?!"
ВСЕГДА так было.
Вы сейчас именно в этой позиции.
Ваш опыт на рынке 25 лет и, действительно, на рынке в течение этих 25 лет все было "одинаково и предсказуемо".
А теерь расширьте временно отрезов до 30 лет и квартинка СОВЕРШЕННО поменяется!
30 лет назад квартиры перестали давать и объявили НОВЫЕ условия: "ОТНЫНЕ квартиру можно только КУПИТЬ".
Это и есть "квантовый" сдвиг, о которм я говорю. Качественный. Абсолютно новые условия для рынка.
Именно о ТАКОМ изменении рынка я и говорю.
Я не буду расписывать мое видение будущего, потому что сейчас за это могут посадить (можно ли такое прдставить еще пять лет назад?! вот то-то...)
Скажу лишь только две вещи, озвученные в официальном дискурсе и вроде безопасные.
1. Бывший руководитель банка Окрытие г-н Задорнов в своем интервью РБК (рекомендую найти и ВНИМАТЕЛЬНО прочитать. там ооооочень много интересного о нынешней ситуации!) настоятельно всем рекомендовал начать присматриваться к Ирану (как я понял, по его мнению - это наше ближайшее будущее). Так вот в Иране разница между официальным курсом доллара и НАЛИЧНЫМ долларом "на рынке" доходит до ДЕСЯТИ раз! Еще раз! ДЕСЯТЬ РАЗ! представили? что будет с рынком, если курс ЦБ будет 50 руб/долл, а "на улице" он будет 500 руб/долл.
Что случится с ипотекой, банковским кредитом и т.д.?!
2. Половина, еще раз, ПОЛОВИНА российских долларовых миллионеров покинули страну в этом году. Деньги и люди по какой-то причине бегут. Что это вдруг они надумали бросить насиженные места и налаженные бизнесы, а?
О чем говорят только два этих тезиса?
О том, что нас ждут фундаментальные и качесвтенные изменение бизнес-среды в Росссии
И это я даже не начинаю рассматривать радикалные изменения, которые могут случиться буквально "завтра", как показывает опыт этого года.
2 580/50 000
ID: 98381864
29 декабря 2022, 10:44
забыл упомянуть "маленький" штришок из сегодняшних новостей:
экспорт нефти из России в декабре упал на 22%
ДВАДЦАТЬ ДВА процента!
помножьте это еще на самые низкие цены на нефть в ЭТОМ году и Вы сможете относительно легко спрогнозировать доходную часть бюджета в 2023 году, из которой платятся "все эти ипотеки".
327/50 000
Сергей ТСТ
29 декабря 2022, 12:47
ID: 98381864 напугали вы своим падением на 22 % экспорта нефти , вон у Газовиков уже падение пытается взять величину Минус 70 % от экспорта в 2019 году ( декабрь/декабрь )))
176/50 000
ID: 19897543
29 декабря 2022, 13:35
Спасибо, интересная статья
26/50 000
ID: 98381864
29 декабря 2022, 13:42
зачем мне кого-то пугать?
сократите газ на 70%, нефть на 20% , добавьте сюда еще запрет на экспорт угля и металлов и получите-распишитесь "новые 90-е".
вид сбоку.
бюджет на 2023 год - 29 трлн
фонд нац благосостояния - 12 трлн.
Вот и думайте, сколько мы протянем без нефти/газа и угля.
И не надо мне рассказывать про 1998/2008 и прочие года.
тогда все падало, потому что ВЕЗДЕ падало +/-
а сейчас у НАС падает, потому что санкции и запрет на продажу.
490/50 000
Сергей ТСТ
29 декабря 2022, 15:40
ID: 98381864 транспортировка нефти из Усть-Луги до Индии выросла с 4 баксов за бочку до 20 басков , а с 1 июля 2019 года , цена фьючерса включает и транспортировку до покупателя ( терминала )... но опять же стоит не пугать людей , падение цен на жилье ни каким боком не ухудшит потребительские свойства жилья ...
318/50 000
ID: 98381864
27 декабря 2022, 20:51
жирные годы в Москве были до 2008 года.
в период 2009 - 2014 уже чувствовалась стагнация, ну а далее всем известно....
Ответить
123/50 000
0/50 000
Сергей ТСТ
27 декабря 2022, 19:30
ID: 98381864 в Москве загруженность метро и наземного транспорта на 20 % ниже чем в 2019 году , посещаемость ТЦ ниже , точек общепита , в целом падение потребление , пробок даже нет таких как были в те жирные годы до 2019 года , на счет непрерывного притока население в Московский регион . похоже на рекламу ТЦ центра который хочет поднять аренду для арендаторов рассказывая что посещаемость только растет . это реклама для провинциалов ... если приток остановится Москва рухнет ... при тех темпах строительства и уже накопленных Пустующих объемах жилья с 2019/20/21/22 чистый рост жилого фонда составил 550 000 единиц с учетом сноса хрущевок ...
Ответить
658/50 000
0/50 000
ID: 98381864
27 декабря 2022, 20:52
последние две недели в Москве пробки по вечерам 10 баллов.
в остальные дни пробки примерно также как всегда.
113/50 000
Сергей ТСТ
27 декабря 2022, 23:13
еще как являются наполнителями бюджета , нет продаж нет налогов , если у вас к примеру продажи Смарфонов за 11 месяцев 2022 года упали на 30 % а выручка на 43 % ( за счет увеличение доли продаж в эконом сегменте ) то как вы разрываете связь пополнение бюджета и население .. ниже вам написали Правду Жирные годы для Москвы закончились в 2008 году , за 14 лет до 2022 года население Московского региона не выросло .. медленные приток смывали волны оттока 2008 ,2016 ,2020 и 2022 годах .. а на счет дорог и общественного транспорта есть четкие цифры не с Новостей .. загруженность Общественного транспорта на уровне 80 % от 2019 года , продажи автомобильных шин и бензина ниже , ниже даже ДТП ..а дороги сейчас и в 2019 года это совсем другая реальность ... именно потребительский спрос на недвижимость порождает инвестиционный спрос с целью перепродать и сдать , без Людей т.е реального потребительского спроса , Жилье ничего не стоит .. в нулевые за квартиры с сломанными унитазами очереди стояли , снимали толпой ... то что сейчас это как земля и небо ... Налоги всегда платит потребитель .. чтоб Москва жирела со своими субсидиями и показухой , раздачей жилья по реновации , нужен первичный покупатель , а он как правило с регионов .. посмотрите количество избирателей динамику роста ( прописанных ) и динамику цен .. если у вас есть возможность доступа ... и вы поймете , что цены и рост и падение это и есть миграционные волны и натурализация их
1 464/50 000
ID: 98381864
26 декабря 2022, 15:02
набор расхожих банальностей, что удивительно слышать от человека со стажем 20 лет на рынке недвижимости.
сейчас на рынке НЕ очередная фаза, а ситуация, которой НИКОГДА не было: ипотека по бросовым ценам, рекордный объем домов в стройке, рекордные санкции, СВО уже почти год! Можно и дальше перечислять, но "эксперты" поют "об очередной фазе рынка".
Ответить
353/50 000
0/50 000
Сергей ТСТ
27 декабря 2022, 00:23
ну вы добавьте естественную убыль в Миллион , Эмиграцию , Непривлекательность для новых мигрантов и исчерпание внутренней миграции .. и тогда очень грустно , сейчас та ситуация , что направление может быть настолько критическим , что даже бездомные и мечтатели купить недвижимость , могут пожалеть об крушении рынка недвижимости ..
338/50 000
Александр Москатов
27 декабря 2022, 13:00
В геополитическом аспекте ситуация, которой раньше не было. А все что происходит на рынке - уже было. Любые потрясения измеряются не эмоциями а конкретными цифрами выраженным в количестве сделок и цене. В этом ключе - это очередная фаза.
238/50 000
ID: 98381864
27 декабря 2022, 16:34
позвольте с Вами не согласиться. И вот почему.
1. Вы упомянули кризисы на рынке недвижимости, начиная с 1998 года.
Так вот, ИЗ ВСЕХ предыдущих кризисов экономика России выходила благодаря тому, что она (экономика России) была встроена в мировую экономику: просто в мировой экономике шел рост и, как следствие, происходил повышенных спрос на экспортные товары из России, шли зарубежные инвестициию и т.д. Проще говоря, росла цена на нефть и нас это очень успешно "вытаскивало" из всех наших бед.
2. Никогда в России современного периода не было жилищной стройки таких объемов. Только за последние пять лет построено огромное количество жилья. Для справки динамика строительства (млн м2): 2021: 92,6, 2020: 82,2, 2019: 82,0, 2018: 75,7, 2017: 79,2, 2016: 80,2, 2015: 85,3, 2014: 84,2, 2013: 70,5, 2012: 65,7. Сравните объемы стройки в 2012 и 2021.
3. Никогда в России не было такой убыли населения как сейчас. Более того, кризисы 1998-2014 годов вытащило нас себе ОЧЕНЬ многочисленое население, рожденное в 1965-1985 года. Пик советской рождаемости. и ОДновременно никогда в России не было такого малочисленного населения, ВХОДЯЩЕГО в экономику (это рожденные в 1990-1999).
Теперь сопоставьте пункты 2 и 3. Жилья строят все больше, а жить в нем все меньше людей.
4. Россию санкционно отрезали от мировой экономики и не будет никакого подъема за счет роста мировой экономики, что наблюдалось в 1998-2016 гг.
5. Уже в 2023г. согласно ОФИЦИАЛЬНЫМ прогнозам нас ждет падение производства основных бюджетообразующих отраслей - нефти и газа. Это не "вражьи" голоса злословят, это прогнозы нашего российского правительства.
6. Потолок цен на нефть и газ/запрет на экспорт нефте продуктов (30% доля в экспортных доходах) сильно снизят доходы бюджета и, как следствие, возможность так безудержно "спонсировать" жилищную стройку в стране.
7. Доходы населения упали к 2012 году. Напомнить, какие ТОГДА были цены на недвижимость и СЕЙЧАС при СОПОСТАВИМЫХ доходах? Весь этот рост произошел исключительно за счет раздачи ипотеки всем желающим. Эту "золотую жилу" стройиндустрия уже вычерпала до самого дна. ЧТо дальше? Ипотека вместо зарплаты? как в 90-е выдавали зарплату продукцией? И верититесь как хотите.
8. Недвижмиость Москвы требует постоянного притока новых покупателей из регионов. А что в регионах? Центральные области России депопулировались на 15-25%. Уже уехали все, кто могут работать и брать ипотеку. Откуда повезем народ? Это при том, что в Москве сейчас не так просто с работой, которая бы позволяла И платить ипотеку, И снимать квартиру, И еще жить на что-то в ожидании новых московских хором размером с обувную коробку. Доля студий до 20 м2 составила 15% в стройке, а пять лет назад таких квартир НЕ БЫЛО вообще! почему такая "нарезка" возникла в природе?
я могу продолжать довольно долго.
Этих "условий" даже близко не было в прошлых кризисах.
Поэтому в ЭТОТ раз будет не "очередная" фаза, а качесвтенный "квантовый" скачок рынка в что-то очень новое и не похожее.
3 037/50 000
ID: 98381864
27 декабря 2022, 16:57
да, и совершенно забыл еще одну важную деталь: посмотрите на долю населения возраста 55+ в российской демографии. Стремительно растет и, более того, она самая многочисленая. А что это значит? да то, что бОльшая часть россиян просто уже уходит с рынка недвижимости в силу экономических и возрастных причин.
Сейчас многие вкладываются в московскую недвижимость, надеясь, что она будет обеспечивать пенсионые доходы в будущем. Они СИЛЬНО ошибаются. В будущем через 5-10 лет произойдет дикое пересыщение рынка арнеды за счет огромного количества инвестиционых квартир и ОДНОВРЕМЕННОЙ утраты Москвой текущих экономических позиций. Уже сейчас видно, что Москва сильно теряет свою привлекательность по сравнению с тем, что еще была каких-то 10 лет назад, не говоря уже о "благословенных" годах в конце 90-х, когда любой активный "понаехавший" мог отхватить добротную долю "московского пирога". Сейчас этого даже близко нет. А зачем тогда ломиться в "нерезиновую"?! Ездить на работу в переполненном метро/стоять в пробке и выплвачивать 20 лет ипотеки за 20метровую конуру?!
1 070/50 000
Сергей ТСТ
27 декабря 2022, 19:25
спекулянты не хотят видеть фундаментальные процессы ,движение население , товаров услуг .. на счет чего мы выходили по части кризиса в недвижимости , это не как не было связанно с внешними факторами и интеграции , это скорее было связанно с огромными миграционными потоками как внешними , так и внутренними , оба фактора исчерпались и выдохлись , а эмиграция из России и падение рождаемости как результат демографической ямы от 1992 года .. все сжимает спрос до отрицательных значений , когда в купе Большие объемы строительства при минимальном за последние 30 лет спросе поколением которое родилось в период 1992-2002 ( кому сейчас 20-30 лет ) не зависимо от формы потребление аренда или покупка , и вот послевоенное поколение беби бума которые родились с 1946 года -1954 годы ..
792/50 000
ID: 98381864
27 декабря 2022, 20:46
внешние и внутренние миграционные потоки не являются факторами наполнения доходной части бюджета, а вот цена на нефть/газ/нефтепродукты/металл/уголь как раз являются ПОЛНОСТЬЮ определяющими. Можно всей страной бродить туда-сюда, то бюджет от этого наполняться лучше не будет. Все успехи за последние 20 лет четко коррелируют с ценой на нефть: 2000- 2008 рост нефти с 20 до 150 долл/баррель, 2009 - 2015 - 100 долл в среднем и так далее. При цене нефти 40 долл/баррель в течение года м2 в Москве будет стоить 1000 долл.
518/50 000
Сейчас обсуждают
Как снять квартиру от собственника
Мне надо снять квартиру в долгосрочную аренду с 1 июня 2025 г. на год и более, живу и работаю в Санкт-Петербурге. Указываю долгосрочная аренда, объявления идут в перемешку. Два взрослых работающих человека, женщины, мать и дочь, без вредных привычек. Русские, граждане России, я логопед, дочь логист. Детей нет, животных нет. Сниму студию или однокомнатную квартиру в центре Петербурга или на Васильевском острове, на линиях. Сейчас проживаю на 8 линии Васильевского острова в студии, квартира летом сдается посуточно, надо съезжать, хозяевами это было оговорено при заселении, мы без претензий. При съеме жилья, главное условие метро в шаговой доступности.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости