В сессии приняли участие лидеры ведущих российских IT-компаний, среди которых: Владимир Кириенко, генеральный директор VK, Сергей Хотимский, первый заместитель предправления ПАО «Совкомбанк», Василий Номоконов, член правления, исполнительный директор ООО «СИБУР» и др. Они поделились итогами работы за прошедший год, обсудили, каково работать в условиях турбулентности, и пришли к выводу, что рынок отечественных решений готов составить конкуренцию западным аналогам.
Трансляция сессии доступна по ссылке
Генеральный директор Циан Дмитрий Григорьев рассказал на сессии о сложностях и успехах классифайда: минувший год стал настоящим прорывом для российского рынка IT.
20 лет за два года
Если в России и есть сферы, пострадавшие в последний год от кризиса, то это точно не IT. Несмотря на все сложности, IT-сектор в 2022−2023 годах показал колоссальную антихрупкость, отметил Дмитрий Григорьев. Тот путь, который отрасль преодолела за последние полтора-два года, многие страны проходили полтора-два десятка лет.
«Когда я слышу, что был сложный год, я спрашиваю: а когда был простой год? — рассказал гендиректор Циан. — Мы корректируем стратегию, но глобально остаемся верны заданному направлению: оцифровать путь клиента и сделать его как можно короче, чтобы человек мог купить недвижимость в один клик».
Сделка при помощи загранпаспорта
Именно в этом году компания смогла решить эту непростую задачу. Циан удалось то, что до этого не удавалось ни одному классифайду в мире. Циан первым провел сделку купли-продажи на вторичном рынке недвижимости при помощи биометрических загранпаспортов. И продавец, и покупатель находились за границей, причем в разных странах. «Именно такой станет новая реальность, и мы по праву гордимся этим опытом», — прокомментировал Дмитрий.
За последние полтора года компании удалось оцифровать весь путь, который человек совершает с недвижимостью. Первый этап — поиск жилья — давно был сильной стороной Циан, дающей возможность найти сотни тысяч предложений в своей базе. Но возможность купить квартиру не выходя из дома и зарегистрировать ее в Росреестре появилась недавно.
«Для многих людей сделка с недвижимостью — это сделка всей жизни, — заметил Дмитрий Григорьев. — Они совершают ее один раз: чек огромный, сложность высокая, по длительности такие сделки занимают несколько месяцев. Оцифровать все это был для нас большой челлендж».
Классифайды развиваются вместе с развитием государственных сервисов и финтех-направления, потому что зависят от банковской сферы. Но именно в последний год государственные сервисы развивались очень активно. Именно они (например, приложение «Госключ») позволяют Циан проверить и идентифицировать собственника не по паспорту, а гораздо проще, через приложение.
Новые возможности
Этот год подарил российским компаниям новые возможности — освободились ниши, занятые ранее иностранными сервисами. Например, сегмент посуточной аренды: год назад из России ушли ведущие игроки. Новые решения, которые заменили прежние сервисы, появились довольно быстро. «Мы именно так и смотрели на этот год: какие возможности появляются, какие новые запросы есть у клиентов», — рассказал гендиректор Циан. Кстати, сделка по биометрическим загранпаспортам тоже стала ответом на запрос самых мобильных клиентов компании.
Кадры решают
Дмитрий Григорьев признался: его, как генерального директора компании, вопрос кадров беспокоит больше всего. И когда говорят про 1% покинувших страну специалистов, важно понимать, что это за специалисты. Российские IT-специалисты ценятся во всем мире, и сегодня за них конкурируют между собой не только российские компании, но и зарубежные. «Именно люди развивают бизнес. Будущее IT-индустрии будет зависеть от того, что мы сможем придумать», — отметил он.
Правда, в Циан текучесть сотрудников в прошлом году не только не усилилась, а даже снизилась, показатель ENPS — «счастья сотрудников» — вырос. И это первая опора компании.
Но расслабляться не стоит, говорит Дмитрий. Например, уже сейчас российские компании сталкиваются с дефицитом специалистов по кибербезопасности.
Что касается Циан, то компания перешла на удаленный режим работы сотрудников еще несколько лет назад — до того, как это стало мейнстримом. «После окончания пандемии мы оставили людям право работать удаленно, и это выделяет нас на фоне компаний, которые перешли на гибридную схему, когда периодически сотрудникам надо приходить в офис, — рассказал глава Циан. — Я чувствую, что это во многом нам помогает».
Вторая опора — обучение внутри компании и программы для сотрудников. Например, в Циан есть программа «Карьерные маршруты», которая помогает сотрудникам не выгорать и, как следствие, уходить из компании, а находить себя в другом направлении, оставаясь в Циан. Мы понимаем, что многие специалисты, которые работают «рядом с IT, но еще не в IT», в какой-то момент хотели бы совершить такой переход. Например, из сотрудника клиентской поддержки или отдела продаж в аналитика или программиста. В Циан это возможно, и подобных историй успеха много.
Третье — понимание, что бежать и думать одновременно не получится. Чтобы выбрать направление, надо остановиться и присмотреться, а уже после — бежать в этом направлении. Такая стратегия помогла Циан добиться результата, и компания будет придерживаться ее в дальнейшем.
Фото: Сергей Михайличенко / photo.roscongress.org