Краткое содержание интервью
В Ижевске за год рост цен на жилье составил около 20%. Вторичный рынок живой: всё продается, всё покупается. Девелоперы в отдельных ЖК выставляют цены по 100–110 тыс. рублей за «квадрат». Застройщики чувствуют себя очень вольготно — по четыре раза в месяц повышают цены. Сегодня у застройщиков очередь из клиентов, и риелторы превратились для них в бесполезную ношу.
Наибольшим спросом пользуются двухкомнатные квартиры, в которых одна из комнат объединена с кухней. Как правило, квартиры предлагаются с двумя–тремя вариантами отделки или с предчистовой отделкой.
Поднялись цены и на загородную недвижимость. Если раньше загородка стоила условно по 15 тыс. рублей за 1 кв. м, теперь цена подбирается к 50 тыс. за «квадрат».
В ижевском агентстве недвижимости «Полезные люди» риелторы не делятся комиссией с работодателем, но платят абонентскую плату за использование сервисов. Персональная ответственность самозанятых риелторов страхуется, для регионов страховая сумма доходит до 5 млн рублей.
В агентстве предпочитают фиксировать фото, видео сделки и делать аудиозаписи разговоров — в случае спорных ситуаций это помогает доказать правоту в суде.
«Мы “санитары леса”, которые улучшают рынок недвижимости»
— Недавно состоялся Всероссийский жилищный конгресс. Расскажите о ваших впечатлениях, что удалось узнать нового?
— Самое яркое впечатление от конгресса — тот факт, что Сбербанк отметил наше агентство: мы получили приз, заняв девятое место среди 18 тыс. риелторских агентств России — это очень круто! Теперь мы ставим перед собой цель добраться до пятого места в рейтинге.
Что касается Всероссийского жилищного конгресса, то его проведение и подбор спикеров стали профессиональнее. Если раньше в выступлениях было больше воды, то сейчас больше конкретики, кейсов, примеров. На двух сессиях я сам выступал в роли модератора. Вырос интерес к франшизе. Два года назад на сессии по франшизе присутствовали четыре человека, а в этом году зал был полным. Это огромный прорыв!
Также мне понравилось мероприятие Сбербанка и ВТБ, спикеры открыто говорили о своих проблемах, целях и задачах. Например, спикеры Сбербанка сказали, что компаниям численностью до 30 человек будет уделяться меньше внимания, задача банка — сократить количество партнеров до 5 тыс. в ближайшее время.
— У вас необычная модель агентства: риелторы платят абонентскую плату, но не делятся комиссией. В чем плюсы такой модели?
— Мы объединяем свободных агентов и таким образом повышаем качество агентских услуг. Образно говоря, мы такие «санитары леса», которые улучшают рынок недвижимости.
Преимущество нашей модели в том, что профессионалы консолидируются в одном месте, в результате партнеры — застройщики, банки — получают более качественный сервис. Риелторы платят абонентскую плату — конечно, на добровольной основе — за использование сервисов, предоставляемых компанией.
— Как защищены клиенты при таком формате работы?
— Наши риелторы являются либо самостоятельными предпринимателями и несут максимальную ответственность, рискуя всем своим имуществом, либо самозанятыми и работают как ИП. Теперь мы занимаемся страхованием их ответственности — персональная ответственность самозанятых риелторов страхуется. Для регионов страховая сумма доходит до 5 млн рублей, это довольно много. Кроме того, мы заключаем трехсторонний договор, в котором прописаны обязательства всех сторон: компании, риелтора и клиента.
— Представим ситуацию: проведена сделка, и вдруг находится еще один человек, прописанный в квартире. Кто в этом случае несет ответственность?
— Если будет доказано, что непрофессионально действовал риелтор и этим причинил материальный вред клиенту, страховая компания компенсирует расходы, понесенные клиентом. Страховые случаи расписаны достаточно подробно, в том числе и налоговые издержки, если риелтор неправильно проконсультировал или допустил ошибки, помогая клиенту заполнять налоговую декларацию.
«Продавец квартиры, которую покупал наш клиент, заявил, что… не получил денег»
— В вашей практике была история, когда вам удалось выиграть в суде, потому что вы фиксировали все свои действия при работе с клиентами.
— На сделках мы часто фиксируем сам факт расчета, делаем фотографии, чтобы при необходимости удалось доказать, что расчеты действительно были осуществлены. У нас в практике был случай, когда продавец квартиры, которую покупал наш клиент, заявил, что… не получил денег. Благодаря нашим фотографиям суд признал, что все необходимые расчеты были произведены.
— На что рассчитывал покупатель квартиры, затевая судебное дело?
— Это была странная ситуация: человек потратил деньги, полученные при продаже квартиры, на свои нужды, а семье сказал, что ему не доплатили. Родственники попробовали через суд вернуть деньги, расторгнув договор купли-продажи.
У нас было фото и видео этой сделки, а также аудиозаписи разговоров по поводу этой транзакции. Когда мы предъявили это суду, заявитель перестал говорить, что не получал деньги. Наша компания отстаивала интересы клиента — для нас самое важное, что удалось доказать правоту нашей стороны.
«Пока кредиты на жилье доступны, цены будут расти»
— Что сегодня происходит с рынком недвижимости в Ижевске? Прекратился ли рост цен?
— Цены на недвижимость растут. За год рост цен на жилье составил около 20%. Ставки по ипотеке стали выше, но кредиты на жилье все равно доступны. Пока ипотечная ставка доступна, цены будут расти.
У нас серьезно вырос спрос на загородную недвижимость и на новостройки. Девелоперы в отдельных ЖК выставляют цены по 100–110 тыс. рублей за 1 кв. м. Это очень дорого для Ижевска, но люди все равно берут квартиры.
Сегодня их настроения очень поменялись. Когда ситуация у девелоперов была очень плохой, риелторы были для них спасательным кругом. Теперь у застройщиков очередь из клиентов, и риелторы превратились для них в бесполезную ношу. Мы это видим, чувствуем и ждем момента, когда ситуация поменяется.
Если говорить о вторичном рынке, он просто живой: всё продается, всё покупается. Наши риелторы обычно делают по полторы сделки в месяц, сейчас — по три и больше.
— Насколько активно строится жилье в Ижевске?
— В городе запрещена точечная застройка, поэтому застраиваются пограничные территории. К нам на рынок выходила компания — застройщик из Перми, но не выдержала конкуренции. У нас хорошо, качественно работают местные застройщики.
Редкое исключение — крупный девелопер, который дорого продает свои квадратные метры, но не слишком вкладывается в качество. Наверняка вы помните сюжет в программе «Вести 24» о том, как человек голыми руками по кирпичику разобрал балкон. Но ценник на жилье у этого застройщика ниже рынка, поэтому люди покупают квартиры в таких домах.
— Какое жилье пользуется наибольшим спросом?
— В основном спросом пользуются «полуторки» — двухкомнатные квартиры, в которых одна из комнат объединена с кухней. Как правило, у нас предлагаются квартиры с двумя–тремя вариантами отделки или с предчистовой отделкой.
В элитном сегменте квартиры сдаются с черновой отделкой. Застройщики научились правильно делать квартирографию. По подсчетам нашего агентства, соотношение между вторичным и первичным рынком — 70 на 30.
— Какая конкуренция среди риелторов в Ижевске?
— Прямой конкуренции на риелторском рынке нет. Наша компания является крупнейшим игроком на рынке недвижимости в Удмуртии: среди 750 риелторов, работающих в городе, 230 человек — сотрудники нашей компании.
«Быть полезным человеком — это уже продающее качество»
— В одном из интервью вы сказали, что риелтор — это лентяй и жадина…
— Имелось в виду, что это человек, который хочет не очень много работать, но при этом много зарабатывать. Это в целом человеческая сущность — не только риелторская.
Быть полезным человеком — это уже продающее качество. Когда клиенты после заключения сделки жмут нам руку и говорят: «Вы — реально полезный человек!» — это подкупает. Сотрудники работают над повышением качества оказываемых услуг.
Наша компания имеет лицензию на образовательную деятельность — мы имеем право обучать риелторов профессиональному стандарту. У нас есть свой учебный центр, куда приходят люди из центра занятости. После обучения они работают в нашей компании.
Кроме того, у нас есть плановое обучение сотрудников компании: тренинги, которые проводятся в течение года. Отдельные мероприятия мы проводим раз в три месяца, мероприятия по повышению квалификации — каждый месяц. Темы бывают самые разные: финансовое планирование, социальные сети, юридический ликбез. Мероприятия сначала проводятся в офлайне, записываются и транслируются на всю федеральную сеть.
Конечно, слова о том, что риелтор — лентяй и жадина, весьма условны. Риелторы — трудоголики.
— Ваша компания выкупила 30 участков в одном из пригородов Ижевска. Собираетесь заняться строительством?
— Мы занимаемся загородным строительством уже более пяти лет, это одно из направлений деятельности. Цены на загородную недвижимость поднялись. Если раньше «загородка» стоила условно по 15 тыс. рублей за 1 кв. м, то теперь цена подбирается к 50 тыс. за «квадрат». Спрос на загородном рынке у нас большой. Чаще всего клиенты выбирают кирпичные дома площадью от 90 до 130 кв. м.
— Как компания намерена развиваться, в какие регионы вы собираетесь выходить?
— Мы работаем в 12 городах. На Всероссийском жилищном конгрессе подписали контракты еще с двумя городами — Сочи и Барнаулом. Думаю, что к концу года мы расширимся до 40 городов, наша управляющая компания работает очень активно.
— Лучшие риелторы — это мужчины или женщины?
— Есть стандартное представление, что лучший риелтор — это женщина-брошенка с двумя детьми и ипотекой. В нашей компании из 230 человек 60% риелторов — женщины.
На мой взгляд, настоящим профессионалом способен стать любой человек независимо от пола. Главное, чтобы риелтор адекватно оценивал риски и выявлял потребности клиента.
— Как вы отдыхаете, чем любите заниматься в свободное время?
— Мне очень нравится баскетбол — увлекаюсь им со школы, это мое хобби.