В ночь на 27 июня истек льготный период для внесения Россией просроченных платежей по гособлигациям — около $100 млн, заявило агентство Bloomberg. Это означает дефолт — невыполнение должником своих обязательств по кредиту вовремя. По мнению агентства, дефолт России по внешнему долгу произошел впервые с 1918 года.
Российские власти с такой формулировкой не согласны: валютные резервы заморожены, а обслуживание внешнего долга затруднено, поскольку платежные агентства находятся под санкциями. Но страна готова платить по долгам в рублях.
Официальная позиция России: дефолт искусственный, как и преграды на пути выплаты долга. «Еще в мае был совершен платеж в валюте, и то, что эти деньги не довели до получателей, — не наша проблема», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Настоящий дефолт наступает, когда государство не имеет средств для погашения кредита, но у России с этим все в порядке. Проблема заключается в доставке денег инвесторам, которую перекрывает Запад.
Но как отразится дефолт, пусть даже ненастоящий, на жизни россиян? Никак, уверена Виктория Кирюхина, ведущий эксперт Циан.Аналитики. Резервы России огромны, задолженность по госбумагам минимальна, а значит, оснований для настоящего дефолта нет.
Не стоит сравнивать нынешний дефолт с тем, что случился в 1998 году, подчеркивает Катерина Соболева, вице-президент Becar Asset Management: тогда у правительства России действительно не было денег на обслуживание внешних долгов. И финансовый кризис был следствием этого: курс рубля в 1998 году снизился к доллару в четыре раза. Сегодня совершенно иная ситуация.
Само агентство Bloomberg, сообщая о дефолте, также оговаривается, что он носит символический характер и мало что значит для россиян.
Согласен с такой формулировкой Станислав Бибик, партнер Nikoliers: «Дефолт носит искусственный характер. Финансовые возможности по выплатам у России есть, но введенные санкции против экономики РФ наложили ограничения по выплате в иностранной валюте и используемой в этой схеме финансовой инфраструктуре. В этой связи нашей страной был принят единственный доступный способ — использование российской финансовой инфраструктуры и российской валюты для расчетов».
Сложившаяся ситуация уникальна и вызывает много вопросов, в том числе и о том, кто в принципе должен официально объявить дефолт: ведь все международные рейтинговые агентства ушли из России, говорит Катерина Соболева.
Эксперт считает, что влияние нынешнего дефолта на недвижимость будет очень ограниченным. Гораздо более выраженный эффект могут оказать действия российских властей по поддержке рынка недвижимости, в том числе субсидированная процентная ставка по ипотеке.