Со временем фраза «этот год был тяжелым» не только не устаревает, а берет все новые и новые вершины. Так было и с 2022-м. Напомню, весной Центробанк поднял ставку, и рынок недвижимости встал. В этом не было ничего удивительного: в условиях неопределенности люди не очень-то склонны к глобальным решениям.
Учитывая, что для большинства сделка с недвижимостью является исключительным событием, которое происходит один-два раза в жизни, многие решили дождаться более спокойных времен. Но, несмотря на все трудности, рынок все равно смог реанимироваться и вырасти по количеству сделок.
Та же ситуация и у Циан: было непросто, но мы все равно выросли, а по выручке показали хороший рост — до 8,3 млрд рублей против 6 млрд рублей по итогам 2021 года и 4 млрд рублей в 2020-м. Итоги года оцениваем позитивно.
- Охват — 85 регионов РФ
- 18 млн уникальных пользователей в месяц
- 2 млн объявлений на сегодняшний день
- 8 лет входит в топ-20 самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes
- 7 из 10 человек используют Циан при поиске недвижимости
- Входит в топ-12 лучших сайтов по недвижимости по версии Similar Web
Кстати, за свою более чем 20-летнюю историю мы видели уже не один подобный кризис и прекрасно помним, например, 2008 год. Любопытно, что в такое время классифайды, как правило, растут. А сегодня к ним примкнули и маркетплейсы. И те и другие при этом устойчивы к нестабильным ситуациям — как результат, быстрый рост показывает вся индустрия.
Переизобретайте себя, смотрите на себя по-новому в новых условиях и продолжайте агрессивно и стабильно расти.
Три задачи со звездочками
Сегодня Циан сосредоточен на нескольких задачах.
Первая задача — дать людям инструмент, чтобы проводить сделку или отдельные ее этапы было просто и удобно, даже несмотря на то, что рынок недвижимости очень сложный, а в процессах участвует сразу много сторон, начиная с государства и банков и заканчивая участниками сделки.
Мы хотим сделать процесс заключения сделок столь же простым, как и те задачи, с которыми люди сталкиваются гораздо чаще (если не сказать регулярно). Создать такую возможность не так-то легко, ведь надо оцифровать целый рынок, но мы в это будущее уже идем.
Вторая задача — обеспечить безопасность любых объектов и видов сделок. Очевидно, что для подавляющего большинства россиян чек сделки с недвижимостью колоссально большой, поэтому необходима гарантия безопасности.
Третья задача — облегчить пользователям работу с банками. 70% сделок с недвижимостью в России проходит с привлечением ипотечного кредита, так что развитие ипотеки — один из важнейших на сегодня трендов. Мы хотим оцифровать весь процесс, чтобы дать людям возможность поберечь время и сделать все удаленно.
Уже сейчас наши пользователи могут заполнить единую анкету и всего за 10 минут проработать ипотечные варианты от 10 ведущих банков. После этого вы сразу получите конкретное предложение по той программе, которая вас устраивает.
Буквально пару лет назад такой опции не было — приходилось обходить все банки лично, заполнять в каждом из них анкету и еще несколько дней ждать ответа.
Вызовы — стимул для развития
2022 год для многих стал вызовом, и это дало стимул искать дополнительные возможности для развития. Циан, например, запустил сервис посуточного бронирования, чтобы заменить ушедших игроков, работавших в краткосрочной аренде.
Теперь подобрать жилье для отпуска или командировки можно с помощью сервиса Циан.Посуточно. Раньше этот сектор не был для нас фокусным, так как его доля по сравнению с другими относительно скромная, да и конкуренция большая. Но прошлый год вдохновил нас переосмыслить этот подход.
К тому же государство активно поддерживает развитие внутреннего туризма — по всей видимости, эта поддержка будет лишь усиливаться. Так зачем же оставаться в стороне! В итоге у нас появилась целая отдельная вертикаль с посуточной арендой.
А вот еще одна история о том, как не упускать возможности и глубже смотреть на потребности людей.
В 2022-м заметная часть людей релоцировалась, и у них возникла потребность в удаленных сделках. Тут пришел на помощь сервис Циан.Сделка: для того чтобы провести сделку из-за границы, достаточно биометрического загранпаспорта.
Если правильно «партнериться» с рынком, то новые возможности не заставят себя ждать. Думаю, в ближайшие пару лет это будет особенно заметно.
Почему важно понимать своего клиента и смотреть в будущее
Человек должен тратить на поиски и выбор недвижимости все меньше и меньше времени. В идеальном мире, наверное, мы должны сами предложить человеку квартиру его мечты.
Поэтому сейчас мы работаем над проектом «Взгляд в будущее». С его помощью можно будет узнать, что построят вокруг выбранной вами квартиры через 5–8 лет. В работе над этим проектом нам помогает государство — в том числе предоставляет актуальные данные.
И в заключение — маленькая байка о том, как важно понимать своего клиента. Недавно мы анализировали разные сценарии жизни наших пользователей и обратили внимание на одну очень интересную группу людей. Они сперва смотрят квартиры, потом земельные участки, потом дома, а потом вдруг хаусботы (плавучие дома).
И мы озадачились: что же их в действительности интересует? Чтобы разобраться, мы пригласили нескольких таких пользователей в наш офис и выяснили, что они вообще даже не думали всерьез о том, чтобы купить или арендовать какую-то недвижимость — они о ней просто мечтают. Теперь у нас есть определенный сегмент пользователей, которых мы так и называем — мечтатели.
Именно таким образом и родилась идея сделать так, чтобы люди мечтали вместе с нами.