Я родом из Ачинска Красноярского края, жил там до 18 лет. Этот город богат купеческой архитектурой, хотя в большинстве своем дореволюционные усадьбы остаются там в запустении. И все же таких «навороченных» в плане декора домов, такого качества кирпичной кладки я больше нигде не встречал, хотя бываю в разных городах и всюду обращаю внимание на старую архитектуру.
Все детство и юность я гулял по старому центру Ачинска и очень проникся этой красотой, хотя и не отдавал себе в этом отчет. После окончания школы в 2003 году я поступил в СГУПС и переехал в Новосибирск, поселившись в общежитии. Часто выезжал погулять в центр, где также немало купеческих особняков. Сложно передать то чувство, которое вызывает у меня такая архитектура… Это восхищает, ощущаю какую-то сопричастность к этой эстетике, к самой эпохе.
Прокачал персонажа
Когда студенчество осталось позади и пришло время определяться с постоянным жильем в Новосибирске, я выбирал исключительно среди частных домов. Запирать себя и свою семью в «человейниках» точно не хотелось. На мой взгляд, квартира в многоэтажке — неестественная среда для человека. Не зря все стремятся заиметь дачу — людей тянет на природу. А я решил: зачем куда-то ездить, если можно сразу поселиться в отдельном доме?
Нашел недострой в частном секторе Октябрьского района. Понравилось месторасположение — участок в тупике, им фактически заканчивается улица, дальше — овраг и река Плющиха (улица так и называется — Левый берег Плющихи. — Прим. ред.). Место непроходное и оттого тихое и уютное. При этом до центра всего семь километров. Ты будто и в городе, и за городом одновременно.
Кроме того, финансы были ограничены, а это был весьма дешевый вариант. Сразу скажу, впоследствии пришлось повоевать и с городскими властями, чтобы провели сюда освещение, и с местными жителями, которые устроили тут незаконную свалку. Но в итоге мы добились своего и привели местность вокруг участка к должному порядку.
Тут небольшое отступление. В 2009 году я полностью завязал с алкоголем. Хотя я и выпивал довольно умеренно, оказалось, что вместе со спиртным из жизни уходят и друзья, с которыми связывали только совместные возлияния, и похмелье, из-за которого из жизни порой полностью выпадал следующий за бурной гулянкой день, и многое другое.
Образовался вакуум, который надо было чем-то заполнить, и я решил, выражаясь по-геймерски, «прокачивать своего героя», то есть себя
К строительству я тянулся с детства — мы жили в своем доме, и я помогал отцу возводить его. Кроме того, на протяжении семи лет я работал исполнительным директором управляющей компании одного коттеджного поселка, так что в коммунальные и строительно-монтажные вопросы погрузился основательно.
В общем, жилой дом на купленном участке, тогда представлявший из себя коробку со стенами и крышей, я решил достраивать сам. Как говорится, методом проб и ошибок. Читал статьи в интернете, смотрел ролики на «Ютубе»… В итоге достроил, пусть и не идеально. Сейчас уже вижу все свои косяки, два года назад капитально отремонтировал дом изнутри.
«Выкройки» для кирпича
Гуляя по историческим центрам Новосибирска и Ачинска, я стал всматриваться в отдельные элементы дореволюционных усадеб, в особенности кладки. У меня возник вопрос, как мастера прошлого умудрялись делать такие сложные декоративные элементы из кирпича и дерева, не владея современными технологиями?
Обращался в музеи, архивы, писал на специализированные форумы — просил показать фотографии процесса строительства домов той эпохи, раскладки орнаментов на фасадах. Это помогло бы воспроизвести декор самостоятельно. Но нигде мне помочь не смогли. Оставалось одно — фотографировать наиболее интересные элементы и по этим снимкам повторять их на своих постройках.
Первая моя проба пера — это гараж, который я строил в 2016 году. Отрисовал «выкройку» элементов, подсмотренных на здании Новосибирской областной юношеской библиотеки, по ней с помощью небольшой болгарки выпиливал из кирпичей фигуры и затем выложил из них фронтон над въездом.
Сразу скажу, архитектурной терминологией не владею. Знаю, что каждый такой элемент имеет свое официальное наименование, но мне проще называть их «штуками», «висюльками» и т. д. (смеется). Кирпич использовал самый обычный, черновой. Конечно, во времена купечества он был куда более качественный и плотный, но сейчас такой стоит бешеных денег.
Спустя два года я решил отточить навыки в деревянном зодчестве — начал строить баню. Снова двинул в центр, но в этот раз снимал деревянные домики. Затем жена сделала трафареты и рисунки, а я вручную, с помощью электролобзика и резцов вырезал один элемент за другим. Примерно месяц ежедневной упорной работы, и декор был завершен.
Баня стала собирательным образом новосибирской деревянной архитектуры. Не могу сказать, что это отсылка к каким-то конкретным домам. А кадуцей (элемент декора — жезл, обвитый двумя обращенными друг на друга змеями, часто увенчанный крыльями. — Прим. ред.) вверху наличника — чисто мое дополнение. Это античный символ, означающий триединство материи, информации и меры. Уже позже я находил кадуцеи на исторических зданиях Москвы.
Вскоре я обзавелся различными станками и сам сделал дорожки из натурального камня, компьютерный стол из массива дуба, собрал кухню по своему проекту.
В зимнее время работал в гараже. Поднималось много пыли, да и машину приходилось каждый раз выгонять и загонять обратно. В общем, понял, что нужна мастерская. В ее строительстве я решил максимально «развернуться», применить все наработанные навыки строителя и каменотеса.
Черви, бубны, крести, пики
Как раз к этому времени удалось примерно вдвое расширить участок. Появилось место для мастерской, но поскольку участок был под уклоном, я сначала выстроил основание для нее в виде второго гаража.
В декоре гаража также удалось реализовать давние задумки. Взять, к примеру, дом конца XIX века по ул. Воеводы Тухачевского, 15, в Ачинске. Сбоку на нем изображено четыре неких значка в рамках. Мое воображение всегда дорисовывало карточные масти.
Их я и изобразил по обе стороны от входа в гараж, основываясь на фото этого ачинского здания. В нижних элементах с обеих сторон можно заметить отверстия — так я скрыл приточки.
Всегда хотел сделать колонны, и при строительстве нового гаража им наконец нашлось место. Сверху колонны венчает кирпичная арка — еще одна моя мечта. Чтобы придать ей правильную форму, пришлось вспомнить геометрию. Верхушку сделал аналогично фронтону первого гаража.
Второй этаж, где разместилась мастерская, — также «сборник» из разных понравившихся мне элементов сибирских купеческих домиков. Какие-то штучки позаимствованы, к примеру, со здания Ачинского краеведческого музея.
Много времени отняли «короны» над окнами, поэтому на боковых окнах этот сложный элемент я решил не повторять. Зато сделал с обоих боков фальш-окна — еще одно популярное украшение в архитектуре дореволюционной эпохи.
Углы сделал срезанными и оформил колоннами. Долго размышлял над верхушкой. На помощь пришел все тот же ачинский музей, где лицевой фасад завершен резными арочками.
«М» значит «Мальцевы»
Что касается печати в центре, буква «М» — это одновременно и фамилия нашего семейства (Мальцевы), и мое имя (Максим), и «Мастерская». Ради нее пришлось раскошелиться на дорогой полнотелый кирпич — из обычного такое не вырезать. Уже позже я увидел, что литера «М» в круге есть также на историческом здании гостиницы «Метрополитен» в Новосибирске (там она тоже обозначает и название гостиницы, и фамилию ее владельца Петра Мамонтова. — Прим. ред.), но это чистое совпадение.
Над задним фасадом мастерской не хотелось излишне заморачиваться, но и оставлять ровную стену тоже не стал. Украсил ее ромбиками из выступающего кирпича, аркой над входной дверью и орнаментом вдоль карниза.
Что касается технологии, то, разумеется, мастерская возводилась не на глаз. Поскольку рисовать я не умею, за прорисовкой раскладки каждого элемента декора вновь обращался к супруге. Делала она их, конечно, тоже непрофессионально, от руки.
Опираясь на эти рисунки, я предварительно выпиливал все кирпичи нужной формы и складывал их в единый элемент без цемента, чтобы увидеть, все ли сделано как надо.
Когда весь декор был готов, я выкладывал его непосредственно на фасадах. Хотя окончательный облик здания все же оставался только в моей голове.
Со стороны привлекал только грузчиков и кран, ну и стеклопакеты заказывал в соответствующей фирме. Все остальное делал сам, в одиночку, в свободное от работы и других дел время. В конце мая прошлого года я начал копать котлован, затем — фундамент, строительно-монтажные работы, подведение инженерных сетей.
За нынешнее лето выложил фасады. Декор готовил предварительно, зимой, для чего пришлось обработать несколько тысяч кирпичей. Порой работа настолько увлекала, что забывал обедать
К ноябрю здание было практически готово, остались лишь мелкие косметические работы. Внутренние стены мастерской я решил оставить без штукатурки. Летом на участке вокруг здания мы с женой планируем сделать хорошее озеленение, приближенное к парковой зоне: с живыми изгородями и т. д.
Поскольку все основные работы я делал сам, общий бюджет строительства мастерской с гаражом оказался небольшим. На заказ это обошлось бы раз в десять дороже, ведь ручная работа ценится высоко. Да и вряд ли кто-то в нашем городе за такое бы взялся. Навыки работы с кирпичом есть разве что у мастеров, выкладывающих камины, — я учился в том числе по их роликам.
Архитектура — двигатель общества
Не люблю фразы типа «У меня ни на что не хватает времени». У всех в сутках 24 часа. Это очень много, важно лишь, как ты распределяешь их, что ставишь в приоритет. Многие вещи забирают кучу времени, хотя абсолютно этого не стоят, ничего тебе не дают. Такие строения, как моя мастерская, можно возводить годами, а можно за несколько месяцев — зависит только от работников. И, конечно, трезвый образ жизни многое меняет к лучшему.
Наши гости или просто доставщики обращают внимание на мастерскую, фотографируют, говорят приятные слова.
Но я не считаю, что у меня какой-то талант к строительству или проектированию. Любые качества можно развить, достаточно вспомнить правило десяти тысяч часов
Еще во время строительства жилого дома я освоил основные принципы, которые затем оказались применимы и к бане, и к столам, и к мастерской с гаражами. Получать корочки строителя или архитектора, чтобы возводить красивые комфортные дома, на мой взгляд, совсем не обязательно.
Безусловно, куда проще клепать безликие, чисто утилитарные коробки — это отнимает гораздо меньше времени, сил и средств, но для меня вопрос экономии вторичен.
Знаете, когда-то я играл в рок-группе, а архитектуру не зря называют «застывшей музыкой»
Искусство и, в частности, архитектура заставляет человека развиваться или, напротив, деградировать. Архитектура и общество — это сообщающиеся сосуды. Надеюсь, люди, увидевшие мои постройки, захотят повторить нечто подобное, и наша среда, наше общество станут чуть-чуть лучше.