Татьяна Шараева,президент Национальной ассоциации офисных операторов и коворкингов
Пандемия и карантин встряхнули мировою экономику и изменили позиции игроков на различных рынках. Для коммерческой недвижимости 2020-й оказался годом перемен: в начале пандемии эксперты говорили о смерти офиса в связи с переводом сотрудников компаний, в том числе крупных корпораций, на удаленку.
Коворкинги предпочитают корпоративных клиентов
А уже спустя полгода стало ясно, что офисы продолжат существовать, но их формат трансформируется: раньше крупные компании предпочитали прямую аренду больших помещений, а теперь в приоритете гибкие условия, адаптивность пространства.
Коворкинги предложили все это корпоративным клиентам и тем самым увеличили долю сделок с компаниями до 80% (по исследованию Циан за 2020 год) всех занимаемых пространств.
С уходом многих людей в режим домашнего офиса коворкинги начали пересматривать бизнес-модель, сделав ставку на корпоративных клиентов. Многие игроки рынка убирают так называемую розницу из своих интересов, предпочитая работать с сервисными офисами.
Пандемия продемонстрировала коворкингам, что направление b2b — это понятный финансовый план и стабильность, в отличие от сдачи в аренду отдельных рабочих мест. А вот индивидуальные предприниматели, микробизнес, небольшие команды для них — нестабильный источник дохода. Но спрос со стороны этой аудитории остался, поэтому на рынке появились другие форматы.
Кто ест, тот работает
Так, в конце 2020 года стартовала сеть коворкингов в ресторанах — фудворкинг (foodworking). Проект работает для индивидуального бронирования и небольших команд. Они могут забронировать рабочее место на день в отдельных тихих залах ресторанов, в которых есть необходимая оргтехника и доступ в интернет.
Эта модель отличается от коворкингов: гость вносит фиксированный депозит за день, на который заказывает блюда и напитки из меню. Рабочее место фактически является бесплатным дополнением к еде. Проект быстро масштабируется по ресторанным сетям, поскольку для владельцев заведений фудворкинг — дополнительный источник дохода.
Им заинтересовались и те корпоративные клиенты, у которых есть свои офисы, но появились сотрудники на удаленке, которым тоже необходимо где-то поработать — этот формат подходит идеально.
Подхватить спрос «розницы» пробуют и отели, которые сдают номера как пространства для удаленной работы. В октябре 2020 года опция бронирования номеров под офисы была доступна более чем в 40 российских отелях.
Похожую опцию предлагают и владельцы квартир на Airbnb. Впрочем, большим спросом у «розницы» она не пользуется, так как уступает по стоимости и содержанию предложения тому же фудворкингу.
Стремительное разделение
Рынок четко разделился по сегментам b2b и b2c. Первый сегмент активно осваивают коворкинги, которые с удвоенной скоростью открывают сервисные офисы. Второй формат постепенно занимает сфера услуг, в которой из-за локдауна оказалась пустота, которую могут заполнить новые проекты.
Происходящее точнее всего следует назвать дифференциацией рынка. Мы наблюдаем трансформацию его отдельных сегментов, появляются новые ниши, они заполняются, образуются лакуны, а вместе с ними — аудитория с другими потребностями. Это естественный процесс, но сейчас он происходит намного быстрее, чем раньше.