Жители крупных городов с большим наплывом приезжих и мигрантов давно жалуются на соседей, готовых приютить гостей. «Резиновые» квартиры, шум, ссоры, драки, мусор и бурное многодневное отмечание праздников – вот неполный список претензий. Советы, которыми пестрят форумы, не работают: ни налоговая, ни полиция так и не стали помощниками в этой проблеме. Циан.Журнал попробовал разобраться в ситуации.
история из жизни
Жильцы дома 11 к. 1 по проезду Стратонавтов в Москве страдают от «нехороших» соседей не первый год. Бороться с постоянным шумом и грязью приходится в одиночку: полиция не реагирует на жалобы, в том числе – письменные заявления. Между тем арендаторы, представляясь лучшими друзьями и гостями хозяина квартиры, не раз шли на недовольных жильцов с кулаками.
Проблема 1. «Резиновые» квартиры
Если по соседству поселилась компания шумных арендаторов, первое, что приходит в голову – проверить, а есть ли, собственно, договор аренды? Скорее всего, его нет, тогда хозяину квартиры придется выгнать постояльцев и разбираться с налоговой. Однако на деле такой подход не работает: налоговая не спешит проверять собственника, поскольку доказать факт сдачи жилья в аренду очень сложно. Если хозяин скажет, что все проживающие – его гости, это будет законно.
юрист, член Общественного совета по ЖКХ при вице-губернаторе Санкт-Петербурга
Временная регистрация у гостей обычно есть по другому адресу, и этого правоохранительным органам оказывается достаточно. Сам факт проживания в соседской квартире большого числа людей не является нарушением закона.
«Закон не регламентирует число возможных арендаторов одной квартиры, их может быть любое количество. Но арендаторы обязаны соблюдать условия подписанного с собственником договора», – добавляет Катерина Соболева, управляющий директор центра инвестиций в недвижимость Becar Asset Management.
Закон о запрете на размещение хостелов в квартирах вступает в силу с 1 октября. Авторы документа – группа депутатов во главе с председателем думского комитета по жилищной политике Галиной Хованской.
Проблема 2. Шум
Так называемый «закон о тишине» запрещает шуметь с 23 часов вечера до 7 часов утра. Максимальный уровень шума в это время установлен на уровне 30 децибел, днем – 40 децибел с повышением до 55 децибел. Но это – федеральные нормы.
Каждый регион может изменить их. Например, нормы московского и ленобластного законов соответствуют федеральным, а петербургского – отличаются: шуметь нельзя с 22 до 8 утра. В выходные и праздничные дни – до 12 часов.
Не допускается нарушение тишины и покоя граждан:
- до 8 часов 00 минут и с 21 часа 00 минут в будние дни (с понедельника по пятницу включительно);
- до 10 часов 00 минут и с 22 часов 00 минут в выходные (суббота, воскресенье) и установленные в соответствии с федеральным законодательством нерабочие праздничные дни;
- с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут ежедневно (ремонт и перепланировка в квартирах)»
Из закона «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области»
САНкТ-ПЕТЕРБУРГ
- «Использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах… влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей».
- «Крики, свист, стук, передвижение мебели, пение, игра на музыкальных инструментах и иные действия, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей».
Из Закона «Об административных нарушениях в Санкт-Петербурге»
управляющий директор центра инвестиций в недвижимость Becar Asset Management
На страже «закона о тишине» стоит полиция. Однако зафиксировать уровень шума днем очень сложно: нужно обращаться в СЭС или Роспотребнадзор для проведения замеров шума – вариант практически тупиковый. Ночью – другое дело. Но чтобы полиция приехала, нужно правильно обратиться в отдел. Лучше звонить в полицию по номеру 112, а не по местному, тогда разговор будет зафиксирован в центральном аппарате правоохранительных органов. Также нужно спросить у дежурного номер вашего обращения. Во-первых, это гарантия того, что заявка будет зарегистрирована и наряд приедет. Во-вторых, о судьбе обращения можно будет узнать на сайте МВД.
Проблема 3. Порча имущества
Постояльцы ночлежек относятся к общедомовому имуществу не как к своему: в результате драк и бурных празднований страдают окна, двери, перила, краска на стенах.
Это – уже реальный материальный ущерб, который можно потребовать возместить, если удастся доказать, кто именно стал виновником.
юрист, член Общественного совета по ЖКХ при вице-губернаторе Санкт-Петербурга
Чаще управляющей компании проще и дешевле починить поломанное самостоятельно – то есть, за счет остальных жильцов дома.
Подведем итоги. Закон действительно не спешит помогать собственникам, в чьем доме поселились «замечательные соседи». Но есть несколько советов, которые позволяют обратить внимание полиции на проблему:
1. Звоните в полицию по номеру 112, такие разговоры фиксируются в центральном аппарате правоохранительных органов.
2. Всегда спрашивайте номер обращения, это залог приезда полицейских.
3. Заручитесь поддержкой других соседей: на коллективную жалобу правоохранительные органы отреагируют быстрее.
4. Организуйте в подъезде видеонаблюдение: у вас будут доказательства нарушений.
5. Сообщите о происходящем в управляющую компанию. Возможно, она станет вашим соратником (особенно если в доме ТСЖ).
6. Помните: за все, что происходит в квартире, несет ответственность собственник. Именно с ним нужно пытаться договориться в первую очередь.