Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
ЦБ анонсировал рост ключевой ставки. Что будет с ипотекой?
15 марта 2021
100 741
37
ЦБ анонсировал рост ключевой ставки. Что будет с ипотекой?
Центробанк России придет к нейтральной ключевой ставке 5–6% в течение ближайших трех лет, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина (сейчас ключевая ставка составляет 4,25%). Означает ли это, что поднимутся и ипотечные ставки? Эксперты рынка признают: да, поднимутся. А еще, скорее всего, подорожает жилье.

Банки, застройщики и аналитики прогнозируют будущее ипотечного рынка.

Назад в будущее

Как объяснила Эльвира Набиуллина, постепенный выход на нейтральную ключевую ставку нужен для сдерживания инфляции. С конца 2020 года она стала расти быстрее и к февралю этого года составила 5,7% в годовом выражении. Желательным показателем ЦБ считает 4%.

Нейтральная ставка — ставка, которая не провоцирует ни рост, ни снижение стоимости товаров и услуг. При помощи нейтральной ставки оценивается способность экономики страны к равновесию. Если ключевая ставка ниже нейтральной (как сейчас), значит, власти искусственно поддерживают экономику — по всей видимости, от этого им и хотелось бы уйти.

От ключевой ставки напрямую зависит и средняя ипотечная: около 60% в ипотечной ставке — это стоимость заимствования для банка, напоминает Михаил Кочеров, заместитель директора бизнес-юнита «Финансы» компании Циан.

Таким образом, заявленный главой ЦБ РФ возврат к нейтральной ставке 5–6% в течение трех лет означает возврат к ставкам уровня начала 2020 года — по данным регулятора, это средневзвешенные 8,9% на вторичном рынке и 7,4% на рынке новостроек.

Последнее время ключевая ставка, а вслед за ней и ипотечная, планомерно снижались. Это стимулировало спрос на рынке недвижимости (особенно в сегменте новостроек).

К тому же власти поддержали строительную отрасль в период кризиса и пандемии — была запущена государственная программа субсидирования ипотеки на первичном рынке под 6,5%. Предполагается, что программа будет действовать в течение первого полугодия 2021-го: если она не будет продлена, рынок ждут изменения.

Рост ключевой и средней ипотечной ставок после многомесячного снижения, вероятная отмена госпрограммы по льготной ипотеке и неопределенность в условиях очередного кризиса вызывают вопросы. Ждать ли роста цен? Насколько увеличатся ставки? Что будет с рынком? На них Циан.Журналу отвечают банки, застройщики и аналитики.

Какой будет средняя ипотечная ставка?

Руководитель направления по развитию ипотечного кредитования Райффайзенбанка Антон Красильников вспоминает, что еще три года назад было сложно представить среднюю ипотечную ставку ниже 10%. В 2020-м ЦБ придерживался мягкой денежно-кредитной политики, поэтому ставки снижались, побив исторический минимум. Эксперт не исключает, что теперь произойдет «некоторая калибровка тарифов».

А если конкретнее? «На первичном рынке ипотечная ставка может подвинуться к уровню 7,9%, причем произойдет это сразу после изменения ключевой ставки: как правило, банки охотнее поднимают ставки по кредитам, чем опускают», — уточняет Михаил Кочеров.

Застройщиков вопрос потенциального повышения ипотечной ставки озадачил. Большинство компаний, к которым обратился Циан.Журнал за комментариями и прогнозами, предпочли промолчать. Смелых оказалось немного.

Алексей Лухтан, директор по маркетингу и продажам компании Lexion Development, считает, что с большей долей вероятности рост средней ипотечной ставки будет заметен на вторичном рынке жилья (первичный будет держаться на плаву за счет льготной ипотеки).

«После отмены программы с господдержкой средняя ставка однозначно вырастет, составив в среднем 8–8,5% годовых. Покупателям придется либо вообще отказываться от покупки, либо подбирать более скромные варианты».

Алексей Лухтан,директор по маркетингу и продажам компании Lexion Development

Удорожание ипотеки способно сместить внимание россиян в сторону накопительных вкладов, но даже после окончания льготной программы самым привлекательным способом накопления и приумножения средств все равно останется покупка недвижимости, уверен директор департамента жилой недвижимости Colliers Кирилл Голышев.

Он полагает, что на увеличении ипотечных ставок рост ключевой ставки скажется не ранее 2022 года, так как до конца 2021-го ожидаются и стабилизация рынка после кризиса, и поддержка спроса со стороны банков и девелоперов.

Резюме: ипотечная ставка на новостройки может подняться до 7,9–8,5%, но это произойдет, видимо, не ранее 2022 года.

Что будет с ценами на жилье?

На стыке 2020 и 2021 годов цены начали увеличиваться как на первичном, так и вторичном рынке. Причин для роста было несколько: и доступность ипотеки, и девальвация рубля, и снижение ставок по депозитам — вместе это дало эффект положительной обратной связи: чем больше спрос, тем больше растут цены, тем больше людей стремятся «пристроить» накопления и тем больше это разогревает спрос, объясняет Михаил Кочеров.

«Рост ставок по ипотеке (особенно на первичном рынке) притормозит этот эффект, но ждать, что цены начнут снижаться, не стоит. Опыт показывает, что даже в отсутствие спроса продавцы крайне медленно снижают цены. В итоге нас ждет долгий стагнационный процесс на год-два».

Михаил Кочеров,заместитель директора бизнес-юнита «Финансы» компании Циан

На то, что стоимость жилья зависит в том числе и от стремительного подорожания стройматериалов и себестоимости строительства, указывает Алексей Лухтан. По его мнению, еще один триггер для подорожания жилья — продолжающийся переход строительной отрасли на эскроу-счета.

При этом он предлагает не забывать про инструменты коммерческого субсидирования ипотеки от застройщика: «Скорее всего, во второй половине этого года, уже после отмены госпрограммы по льготной ипотеке, застройщики еще активнее будут предлагать покупателям собственные программы лояльности. Это беспроцентные рассрочки на более длительный срок, скидки и акции, а также субсидированные программы с более низкой ставкой по ипотеке».

Резюме: вероятно, во второй половине года и «вторичку», и новостройки ждет подорожание. Застройщики, пытаясь удержать покупателей, будут устраивать акции и давать скидки.

Что будет с рынком?

Михаил Кочеров подчеркивает, что сейчас доля ипотечных сделок оценивается в 40–50% всех сделок на рынке недвижимости. По его мнению, при росте ключевой ставки до 5–6% следует ждать снижения объема ипотечных сделок на 20–25% (по сравнению с рекордными показателями 2020 года), а количество всех сделок на рынке сократится примерно на 10%.

При этом он указывает, что 2020-й — очень непоказательный год, поэтому лучше сопоставлять с более спокойным 2019-м: в этом случае объем ипотечного рынка в денежном выражении будет больше примерно на 18%, а объем рынка недвижимости должен быть выше на 7–8%.

Александр Гуторов, коммерческий директор ГК «Страна Девелопмент», отмечает, что при госпрограмме по льготной ипотеке рост ключевой ставки на 1% не повлияет на продажи, но есть важное «но»: даже сейчас заметно, что спрос постепенно замедляется.

«Это связано с ростом цен на жилье и падением доходов населения из-за кризиса. Если жилье продолжит дорожать, то повышение ключевой ставки сделает недвижимость менее привлекательной для инвестирования и вернет часть средств на депозиты (впрочем, не более 3%). Повышение ставок серьезнее повлияет на вторичный рынок жилья, но там сейчас наблюдается дефицит предложения, так что, скорее всего, и в этом сегменте подобный шаг заметен не будет».

Юрий Просвиров, коммерческий директор «Сити-XXI век», говорит, что количество сделок на рынке ожидаемо снизится, но драматического падения продаж не случится — девелоперы воспринимают происходящее без паники: антикризисные меры (и, как следствие, успешные продажи) помогли застройщикам не только сохранить темпы строительства и спрос, но и повысить динамику продаж, цены и прибыль.

Выявился и ряд системных проблем: дефицит рабочей силы, а вслед за ним — удорожание работ, услуг, стройматериалов и — дополнительный рост цен на квартиры. В итоге появилась категория покупателей, которые были вынуждены отложить приобретение жилья (общая неопределенность, сокращения, отпуска за свой счет, отсутствие стабильного дохода, прибыли и прочее). Теперь именно они могут выйти на рынок жилья и компенсировать падение темпов продаж: россияне чувствуют себя увереннее в материальном плане, считает эксперт.

«Активности продаж будет способствовать и относительный дефицит новых проектов: в Москве их анонсируется довольно много, но в области их значительно меньше», — поясняет Юрий Просвиров.

Резюме: несмотря на замедление спроса, подорожание недвижимости и рост ипотечных ставок, покупатели с рынка не уйдут. Рост ключевой ставки приведет к возвращению ипотечных ставок на уровень начала 2020-го. Это будет способствовать стагнации цен, но этот процесс растянется на год-два.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
37 комментариев
Tyumen-city
13 апреля 2021, 10:38
Интересно, если 23.04 ЦБ ставочку приподнимет не на 0,25, а на 0,5 - ипотечников прибавится или убавится?.....
Ответить
111/50 000
0/50 000
ID: 70578280
13 апреля 2021, 13:48
Абсолютное большинство эмоциональных и напуганных уже купили квартиры за последние полгода и повесили себе на шею кредитный хомут (лишь бы купить, дорожает же!!1), поэтому впечатлительных и верящих в страшилки от СМИ почти не осталось. Вот и сами думайте, прибавится или убавится) Тут от ключевой ставки уже почти ничего не зависит - ажиотаж иссяк.
348/50 000
Tyumen-city
13 апреля 2021, 13:56
))))))) А коммент Сергея ТСТ про «ДОМКлик, Пик, ДомРФ» и про «модераторы рынка» почему-то удалили. По-ходу, в точку попал ))))) Но в рассылку мне успел прилететь ) Тоже считаю, что здесь все так же монополизируется, как и во всех сферах, соответственно никто и не борется за снижение цен. Рано или поздно рынок недвижимости окажется в одних руках – все идет к тому.
367/50 000
Сергей ТСТ
25 апреля 2021, 11:58
читайте ультиматум МВД странам донорам рабочей силы с требованием убрать с территории РФ 1 млн ( до июня 2021 г ) мигрантов которых считает нелегальными и Новые законодательные инициативы по мигрантам .. по ходу границы закрываются для мигрантов как в Европе так и у нас .. да и везде ...за 2020 год и так ковидным ветров сдуло 2 млн мигрантов /потребителей коек и квадратов жилья .. еще на 0,7 млн царство небесное забрало уже рожденных после ВОВ ну и в этом году минус 1 млн мигрантов и минус до 1 млн естественная убыль итого за два года набежит 4-5 млн сокращение наличного население т.е потребителей арендаторов и потенциальных покупателей в перспективе ( будем считать , что мы живем в лучшем месте /стране и никто из наших мест не куда не мигрирует ))) .. А так надо сказать всем кто поддержал рынок недвижимости за счет сбережений и особую благодарность сказать тем , кто не имея сбережение на заемные поддержал отрасль ...
973/50 000
Сергей ТСТ
24 марта 2021, 00:13
повторю что писал динамика население Москвы ( ПМЖ прописанных ) 1959 год 4,4 млн 1989 8,9 млн и последние 30 лет 9,4 млн но ощущение что пол города только приехали .. в этом есть своя правда в 1989 году население Москва Область 15,5 млн ( 1989 год ) и 2020 год 16,6 рост всего ничего на один миллион ..но тут есть убыль население в 2,2 естественная убыль и примерно 0,5 уехало с региона кто куда .. так что рост всего на 1 млн , но в девяностые года были огромные потоки мигрантов внутренних /внешних .. сегодня нет таких потоков и за 30 лет население в регионе ( ПМЖ ) выросло на 1 млн ..а количество жилья выросло на 2,5 млн квартир ... если будут проблемы в экономике и Москва станет не привлекательной то куда девать 1,1-1,3 млн квартир ... уже сегодня 0,3-0,4 млн свободных ..
Ответить
805/50 000
0/50 000
ID: 70578280
29 марта 2021, 16:18
Только собственники за свои пустые халупы будут держаться до последнего лучше пусть стоит пустой и никому не нужной, чем продавать с хорошим дисконтом)
152/50 000
Сергей ТСТ
29 марта 2021, 18:09
абсолютно с вами согласен !!!!! Бедные всегда хватают в три дорого !!!! когда их напугают СМИ Атакой , и не продают !!!, всегда бояться упустить копеечку и не скидывают , а вот когда рынок идет вниз Бедные как правило держась за свою копеечку продают когда цена достигнет дна ))))) !!!! я не рад такой ситуации , когда в январе смертность по стране в два раза превысило рождаемость - 113 тысяч за месяц ... по РФ ... боюсь что все гораздо сложнее и страшно , а цены на жилье сейчас это МММ , искусственно созданная Банками и Застройщиками ситуация .. выгорит скоро ... не переживайте ... каждый кризис 2008/2009 - 2014/2016 и 2020/202Х каждый раз рублевые цены падали на десятки процентов ... и если кому то покажется что будет как в те два кризиса , не буду переубеждать ... должно выгорить до и стать уроком всем кто сегодня как мотылек летит на огонь летит в СБЕР за ипотекой ))) ...
921/50 000
Сергей ТСТ
31 марта 2021, 21:44
Завтра 1 апреля .. нас ( нашу экономику ) поджарят в апреле .........
Сергей ТСТ
23 марта 2021, 20:40
ну я как бы не аналитик за три копейки которые пишут под копирку заказы , у меня другая специализация .. и потом я не в небо пальцем тычу на месяцы вперед , апрель тут совсем рядом , два раза кофе попить и один раз на шашлыки на дачу и вот вам апрель , всего неделя как говорится смотри ШО Сейчас Будет )))) ну правительство все спишет на форс мажор .. даже некоторые особо нервные начнут ценник задирать и все .... но это уже мертвому примочка и гречка по 100 рублей дешево будет
600/50 000
Елена Патракова
18 марта 2021, 21:43
Только у нас в кризис цены на недвигу для бедных и все остальное прут, как квашня на дрожжах. Запуганный народ несется пристраивать свои несколько сотен тысяч рублей и всякие льготные сертификаты в священный бетон ( а то вообще все пропадет, бежим скорее). Ну и кто по итогу что будет снижать таким буратинам? Наоборот, надо еще сильнее показать неизбежность, чтобы сломать оставшихся.
Ответить
391/50 000
0/50 000
Сергей ТСТ
23 марта 2021, 17:35
все все .. сейчас в апреле все обвалится ... уже очень страшно , что нас ждет .. пусть застройщики надышаться перед гибелью рынка ...
137/50 000
Дмитрий
23 марта 2021, 19:25
Ну, про апрель вы конечно загнули, но всё же, как долго это может продолжаться, учитывая, что уже и статьи стали как под копирку писать, что снижения не может быть, эскроу, стройматериалы, зарплата рабочих
205/50 000
Сергей ТСТ
23 марта 2021, 20:40
ну я как бы не аналитик за три копейки которые пишут под копирку заказы , у меня другая специализация .. и потом я не в небо пальцем тычу на месяцы вперед , апрель тут совсем рядом , два раза кофе попить и один раз на шашлыки на дачу и вот вам апрель , всего неделя как говорится смотри ШО Сейчас Будет )))) ну правительство все спишет на форс мажор .. даже некоторые особо нервные начнут ценник задирать и все .... но это уже мертвому примочка и гречка по 100 рублей дешево будет ...
501/50 000
Дмитрий
23 марта 2021, 22:00
Типа ещё инфляция? Думаешь, долги раздали, чтобы их потом самостоятельно и простить? Ну, может и правда страна возрождаться начнёт, хотелось бы, но с трудом верится. Да и банки и прочие девелоперы (будто им реально развитие нужно, а не просто максимальный куш сорвать и в тёплые страны или на туманный Альбион свинтить) вряд ли захотят благотворительностью заниматься, особенно если их комменты почитать.
Гречка, кстати, давно уже пляшет в диапазоне 60-100.
462/50 000
Сергей ТСТ
24 марта 2021, 00:03
модель была рассчитана в 2018 году рост стоимости места обитание/бетонная коробка ( это себестоимость раб силы точно так же как гречка , сахар , масло , макароны ) если жилье как драйвер был использован правительством для обеспечение роста РУБЛЕВОЙ !!!! экономики .. у нас экономика упала в 2020 году на 3 % ( Рублях !!!!) не в ценах 2019 года там падение в пять раз выше , проблема в том что США и Европа упали на большую величину ( в долларах и евро в нац валюте ) но у них инфляция 1-2 % соответственно .. вот теперь смысл .. проблема в том что удельный вес ( места обитания /жилья ) не может расти быстрее еды и прочего ... так что теперь надо обеспечить рост рублевой экономики и далее на сколько возможно доходов Номинальных !!! в рублях ... так что сегодняшняя цена на бетон соответствует цене за гречку 100 рублей ну может +/- 10 рублей , так что к концу года рост цен будет на одежду , услуги , тарифы , бензин и прочее ...иначе население не сможет выполнить свои обязательство перед банками номинированных в рублях , своего рода модель экономики которая работает еще с нулевых ..
1 107/50 000
Сергей ТСТ
17 марта 2021, 16:27
ну а кто сказал что продажи выросли или ипотеку берут больше , если вычесть повторы регистрации ДДУ тех кто обанкротился на новых ... точно так же когда люди брали и берут новую ипотеку взамен старой .. а нам по умолчанию впаривают , что больше продали и больше выдали ипотеку ... по цифрам нет ни каких рекордов .. ипотечный портфель не вырос на величину выданного " рекорда ") и строят меньше чем продают .. итого и ипотека и ДДУ повторы .. если сейчас обнародуют структуру выданных ипотек и заключенных ДДУ .. картина будет пугающая ... а так нам всем навешали на уши лапшу , что россияне гасят ипотеку досрочно и берут еще и еще ...
Ответить
663/50 000
0/50 000
Дмитрий
17 марта 2021, 23:31
Со статистикой действительно какой-то туман напущен, статьи друг другу противоречат, будто инфы нет или скрывают, а писать что-то надо.
135/50 000
ID: 18932055
17 марта 2021, 16:16
Даже если поднимут ключевую ставку до 6%, вспомним, что в начале 2020 года при ключевой ставке 6% ставка несубсидированной ипотеки на вторичке была не сильно больше, чем сейчас. Например, из своего опыта точно помню, что ставка в ВТБ на вторичку в начале 2020-ого была 8,4% для зарплатных клиентов, сейчас 8,1%. Почти то же самое, так что сильного влияния на ставки не будет. Гораздо бОльшая проблема для покупателей - это дефицит жилья, а не потенциальный небольшой рост ставок.
Ответить
479/50 000
0/50 000
Сергей ТСТ
17 марта 2021, 18:15
когда то ипотеку выдавали если вы имели первоначальный взнос 50 % +/- и давали под 15 % +/- вчера надо было оплатить 20-30 % , сегодня 15 % взнос и 6 % ипотека , завтра будет 0 % первоначальный и 3 % .. все будет не переживайте ... а если приехали в Москву не верьте Москвичам которые вам будут впихивать квартиры в хрущевке как что то супер ценное или дачу ( курятник ) сам помню нулевые когда стояли в очереди чтоб снять ... сегодня собственник оплачивает 100 % комиссии чтоб агент нашел арендатора и ждет месяц два ... раньше за час сдавали ... рынок насытился демография давит .. только пока про это приказано молчать ...)) успеете купить, соотношение зарплата и квартира ( снять/купить ) в пользу зарплаты ( номинально в рублях) ..
781/50 000
ID: 18932055
17 марта 2021, 22:03
Сам удивляюсь, почему даже хрущобы сметают, если они, конечно, по более менее адекватной цене (с учетом новых реалий). Надеются, что после сноса получат новое, вот только где и какое будет это новое, об этом, явно не очень задумываются. А, возможно, и задумываются, но от безысходности и отчаяния все равно покупают, потому как ничего лучше позволить себе не могут и не смогут в обозримом будущем.
А насчет аренды, тут все ясно, почему она просела, зачем арендовать, когда можно ипотеку взять, пусть это будет жилье скромнее, чем арендованное при сопоставимых платежах, но зато оно свое будет хотя бы через n лет, а арендованное никогда своим не будет, пустой выброс денег.
678/50 000
Сергей ТСТ
17 марта 2021, 23:09
подорожало в цене все что было дешевым .. хрущевка не хрущевка не важно .. потому что покупатель сейчас это бедные у кого нет денег но ПОЛНО СТРАХОВ ... те кто менее образован и доверяет/подвержен СМИ/Медиа атакам .. когда со всем утюгов кричат про рост /дефицит /инфляцию ... к сожалению многие из них сломаются и начнут скидывать .. на новых , а статистика покажет , что досрочно погасили те кто в ипотеке , а новые взяли )))) но бесплатных уроков жизнь не дает .. заплатят за страхи .. увы толпа покупает когда подорожало и продает когда подешевело .
576/50 000
ID: 71484774
8 апреля 2021, 11:18
Дефицита жилья скоро не будет, застройщики (не путать со строителями) пытаются моментом воспользоваться и по нынешним неадекватным ценам продать будущие коробки, под которые они срочно закупили новые территории, кратно большие тому, что покупали раньше.
Только кому они собираются продавать и то, что осталось и то, что только обещают построить, если спрос удовлетворён на годы вперёд?
392/50 000
ID: 18932055
8 апреля 2021, 13:08
С чего Вы взяли, что спрос удовлетворен на годы вперед? Посмотрите, сколько опоздавших ждунов сокрушается по поводу роста цен. Очевидно, что они еще не купили жилье и будут создавать отложенный спрос в будущем. А поводу "дефицита скоро не будет", стоит уточнить, дефицита на что именно не будет? Новостройки человейники в ж*пе мира без нормальной инфраструктуры - это одно, нормальная вторичка в хорошем районе - совсем другое.
427/50 000
ID: 71484774
12 апреля 2021, 21:17
С того, что это сами застройщики уже говорят. А ждунов тут больше всего слышно, только пять человек не могут повлиять на рынок спроса целой страны.
Насчёт дефицита до 2014 говорили, что нефть подешеветь не может по определению, потому что её запасы ограничены. А с ней и недвига, как основной источник притяжения этих нефтебаксов. Не прошло и три года, как в Питере двушки с самых дорогих (не считая сегмента элитного жилья) местах города стали стоить по 6-7 миллионов, мало того, продавались они так месяцами, иногда годами. Да, избыток и снижение цен изначально будут в человейниках, понятное дело.
606/50 000
ID: 70363052
17 марта 2021, 14:40
Сами люди раздули этот рынок - вот получайте ! Надо давно устроить что-то вроде площадки для рынка недвижимости (Застройщик - Физ. лицо без посредников) - где спрос и предложение будет сбалансированным, а не так, что застройщик выставил цену с маржой 50-70 % - и толпа бежит эмоционально и покупает по любым ценам - ведь ставки то на исторической минимуме, тем самым еще больше толкая цену выше...А тем кто покупает квартиры 2-ую, 3-ю, 10-ю - лучше бы нашли более прибыльные варианты, спасибо им за такие цены .
Ответить
511/50 000
0/50 000
ID: 57959991
17 марта 2021, 15:27
На самом деле все решается еще проще: повышением налога на имущество за каждую "лишнюю" квартиру в собственности. Собираемость у налога хорошая, администрируется просто, схематоз с переписыванием на родственников минимален.

Рынок моментально в чувство придет.
270/50 000
Сергей ТСТ
17 марта 2021, 14:33
ID: 56765948 Проблема где жить не возникает из не откуда , Личный спрос формируется годами , точно так же как жена и дети не за один день появляются и решать её надо не на эмоциях , а на возможностях .. ну хорошо отлично вам нужна трешка с определенными параметрами ( место , метраж , этаж прочее прочее ) но у вас нет денег купить или взять ипотеку .. если изначально вы не имеете возможность то как вы собираетесь купить .. продать почку ??? не вариант , будет день и будет пища , когда и что это ваше личное ... а так паникуй не паникуй я тоже хочу купить себе ботинки за 20 000 рублей и автомобиль за 2 млн , но не покупаю хотя ноги зимой намокают и в транспорте не удобно , а желание жить хотелками у меня пропало еще в ранней юности ...
Ответить
765/50 000
0/50 000
Евгений Каракулов
17 марта 2021, 17:02
Тоже бы хотел жить в доме за 30000₽/кв. м., но дом стоит на земле обычно, земля стоит денег ₽. Земли у меня не было, дешевле взять ипотеку, копил на первый взнос 3 года. В небольших городах населением 100 тыс, откуда я, тоже растут цены на новостройки - их немного возводят, отсюда и растут цены на вторичку. Новостройки почему ещё взять выгоднее даже дороже в отличие от вторички, что в новом доме никаких капремонтов и вложений они не требуют. Я полностью согласен, что это всё мыльный пузырь, но обычным людям никуда от него не скрыться...
542/50 000
ID: 48342659
18 марта 2021, 20:29
Дешевле взять ипотеку??? Вы серьезно??? Дом 200 кв.м или 1-комнатная коробка 30-40 м? Решать вам. Землю можно найти и в пределах 1 млн. Расширяйте сознание, зачем вам человейник отвратного качества (нынешние новостройки) с соседями на голове и 20-летнее ипотечное рабство?!
273/50 000
Евгений Каракулов
18 марта 2021, 21:10
Мой пример, с ценой в моём городе: ипотека новостройка 2-к квартира 50квм,стоимость 2133300₽, первый взнос 500тыс, взял на 12 лет, при возможности досрочно вкладываю деньги. Сознание моё в порядке, я сам против кредитов ипотек и жизни в муравейниках, но когда возможности нет, то остаётся только это. Повторюсь лишнего 1млн у меня не было на землю и так же не было на постройку дома. Основная масса страны живут не ахти как. Отъехать 60км в столицу моего региона и там за такую цену в новостройке лишь студия или однушка 35квм максимум. Я не спорю и не хочу этого делать, просто сравнение. Я согласен абсолютно, по квадратуре и цене дом дешевле.
645/50 000
Сергей ТСТ
18 марта 2021, 21:23
да что мы все тут , как дети , через десять лет примерно страна может развалится ( только не надо отрицать ) теоретически это весьма возможно , но выглядит как невозможное ну как мы думали или выглядело за пару лет до развала СССР , так что если вы живете в маленьком городе , может вам легче будет пережить повтор "начало девяностых " ... я как то в Москве в ужасе как подумаю , что в теории исключить повтора "начало девяностых " вполне реалистично, уверен что народ этого не хочет как тогда не хотел .. но чиновники у нас это что то страшное и непонятное ...
580/50 000
Сергей ТСТ
16 марта 2021, 17:43
каждый раз когда пугают ростом процентов по ипотеке обычно загоняют остаток спроса на рынок .. берут на испуг .. а потом ипотечные проценты падают .. так что ипотека точно не подорожает ... " умные " люди что нибудь придумают ...
Ответить
235/50 000
0/50 000
Дмитрий
16 марта 2021, 20:47
уже пошли статьи, что дешеветь первичка не может. кое-где продолжают ссылаться на арматуру, а теперь и рабочую силу, кое-где аргументы типа застройщики не захотят снижать аппетиты, так что покупайте быстрее, удешевления в ближайшие годы не будет, потому что не будет.
267/50 000
Сергей ТСТ
16 марта 2021, 21:49
Дом в 200 кв метров 2 этажа , кирпич толщина наружных стен 38 см .. кирпич -пена- пеноблок , от фундамента до крыши с чистовой отделкой ,электропроводка .. стоит 6 000 000 млн !!!! 1 кв метр 30 000 .. , а если считать промышленное строительство из дешевых материалов то 1 кв метр и того дешевле ... сказку про то , что жилье дорогое потому что земля дорогая , а почему земля дорогая потому что квартиры дорогие ))) это для толпы ... растет и разгоняется рынок как в последний путь ))) я понимаю тех кому туго нужно купить все в страхах и покупают , понимаю тех кто продает и пытается сыграть на этом , только итогом будет то , что всегда ..бедные на страхах скупят хрущевки и все что дешевое, а жилье за 20 млн + вообще не подорожало весь рост пришелся на "трущебы" до 10 мл +/- , а богатые будут продавать ... растет 30 000 рублей ( стоимость строительства ) если дорожают материалы и прочее , а не 200 000 ))) но это опять народу думать запрещено !!!
984/50 000
ID: 56765948
17 марта 2021, 10:49
Вот вы думаете и понимаете, что жильё не должно столько стоить. Но вам нужно улучшить свои жилищные условия, причём обладая весьма скромным стартовым капиталом. Что вы будете делать - жить вчетвером в однушке и объяснять себе, что только дураки берут новые квартиры по 150-200к за квадрат? Дешевле-то всё равно не купите.
321/50 000
Дмитрий
17 марта 2021, 11:23
Чем больше народа так будет говорить, тем меньше люди будут прятать деньги в бетоне, покупая на хайпе, ажиотаже и эмоциях (порой будучи уверенными, что всех-то не выселят если что), зачастую вредя всем, включая окружение. И тем быстрее цены вернутся как минимум к адекватным рынку и зарплатам значениям.
304/50 000
Юрий Гутман
17 марта 2021, 14:48
Банки свой процент урвут, поэтому ипотека с вероятностью 100% подорожает!
73/50 000
Алиса .
17 марта 2021, 17:52
Цены неадекватны. Я лучше снимать буду, деньги на вкладах и ИИС.
64/50 000
Сейчас обсуждают
Как снять квартиру от собственника
Мне надо снять квартиру в долгосрочную аренду с 1 июня 2025 г. на год и более, живу и работаю в Санкт-Петербурге. Указываю долгосрочная аренда, объявления идут в перемешку. Два взрослых работающих человека, женщины, мать и дочь, без вредных привычек. Русские, граждане России, я логопед, дочь логист. Детей нет, животных нет. Сниму студию или однокомнатную квартиру в центре Петербурга или на Васильевском острове, на линиях. Сейчас проживаю на 8 линии Васильевского острова в студии, квартира летом сдается посуточно, надо съезжать, хозяевами это было оговорено при заселении, мы без претензий. При съеме жилья, главное условие метро в шаговой доступности.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости