А вам тоже было некомфортно в школьном кабинете? Оказывается, цвет стен имеет к этому самое прямое отношение. Почему нельзя покрасить всё в один оттенок и ждать, что люди всегда одинаково будут его воспринимать?
Антонина Гарасько,арт-директор студии OZ.Art, художник, член творческих союзов, преподаватель колористики и профессиональной подачи объекта в Международной школе дизайна
Цвет как информация
Существуют два уровня влияния цвета на человека — безусловный и условный. Безусловный связан с работой симпатической и парасимпатической нервных систем.
Первый реагирует на рефлексы «бери и беги», когда человек испытывает стресс, вынужден спасаться. Симпатическую нервную систему включает, например, красный цвет. А парасимпатическая реагирует, когда человеку требуется расслабление — на этот влияет холодный спектр оттенков, например, сине-зеленый.
Эти процессы происходят внутри нас независимо от предпочтений человека. Но с ними всё не так однозначно. Не думайте, что если покрасить стены в помещении в красный, то люди будут в нем чувствовать себя собранными. Человек не может все время находиться в возбужденном состоянии, поэтому симпатическая нервная система в таком пространстве со временем начнет испытывать стресс: красный цвет будет ее только тормозить — так человек начинает сильно утомляться.
Так же работает и парасимпатика: если покрасить стены в зеленый цвет, это не будет всегда вас расслаблять. Вспомните школу и стандартные кабинеты: если класс попадал на теневую сторону, а пространство было окрашено в зеленый или синий, то в нем было довольно неприятно находиться весь урок, особенно в зимний период. Это не зависело от предмета или настроения — так реагировала наша физиология на цвет: хотелось поскорее выйти из кабинета.
Тест Макса Люшера — пример того, как каждый человек по-своему реагируют на цвета. Его правильная расшифровка иллюстрирует эмоциональное состояние, в котором вы находитесь в настоящий момент.
А еще цвет влияет на нашу центральную нервную систему — это условный уровень. Система воспринимает цвет как информацию, и то, как она ее расшифрует, зависит от субъективных ощущений человека, его эмоций. Поэтому ЦНС реагирует на цвета по-своему в зависимости от жизненного опыта: например, фиолетовый может вам нравиться, а может вызывать отвращение.
Призма Ньютона, мрачный мир Гёте, текстиль Шевреля
Колористика как наука сформировалась вместе с психофизиологией и наукой о цвете в целом. Это очень молодые науки, если их сравнивать вообще с историей существования человека. Но начальная точка развития — открытие физической оптики Исааком Ньютоном в 1672 году. Он первый смог разложить свет на цветовой спектр и теоретически объяснить этот процесс. Так появилась физика цвета.
А вот психология цвета начала формироваться благодаря Иоганну Гёте. Он экспериментировал с разными цветными стеклами: подносил одно близко к глазу и смотрел сквозь него на окружающий мир . Когда Иоганн таким образом изучал красное стекло, то заметил, что зеленый цвет сквозь него блокируется и листья дерева кажутся серыми или даже черными.
Но он не мог теоретически объяснить этот процесс, поэтому современники его критиковали и не принимали предложенную концепцию. Гёте описывал скорее свои ощущения, но для будущих ученых его опыты послужили бесценной теоретической базой.
Психология цвета продолжала развиваться и полностью сформировалась к концу XIX — началу XX века. Именно в это время активно развивалось производство: у одного предприятия разные заводы могли находиться далеко друг от друга, но каждый создаваемый элемент требовалось выкрашивать в одинаковый цвет с соблюдением всех стандартов качества.
Для этого и требовались профессионалы-колористы. Только они знали, как правильно смешивать цвета, как каждый из них будет выглядеть на различных поверхностях и материалах. Одна из цветовых теорий в то время была разработана Мишелем Шеврелем — химиком, который работал начальником красильных мастерских. Он лично брал несколько образцов тканей с разными видами плетения и экспериментировал, как один и тот же цвет будет выглядеть на них.
Дополнительные цвета и комплиментарные, контрасты и гармония
Сведения о колористике в интернете очень разрозненные и противоречивые. Профессионал по нескольким фразам способен определить, какой источник лучше не читать. А обычный человек может принять искаженные знания за действительность — отсюда и ошибки на практике.
Поэтому следует очень аккуратно подходить к выбору статей и книг по колористике. Путаница может возникнуть даже на уровне терминов. Скажем, русские издания по колористике называют дополнительными цветами те, которые складываются в пары и поддерживают друг друга — например, красный и зеленый. А в иностранной литературе такие цвета называют комплиментарными. Если этого не знать, то уже на этапе знакомства с теорией может сформироваться неверное представление о взаимодействии цветов.
Еще часто путают понятия гармонии цвета и контраста. Контраст — понятие физическое: оно включает в себя то, как разные цвета взаимодействуют между собой. Предположим, если соединить серый и белый, то последний будет казаться темнее, а если серый положить рядом с черным, последний станет светлее — это и есть контрасты.
Гармония цвета — совершенно другая область, она относится не к физике, а к тому, как мы сами воспринимаем цвет. Эти и многие другие теоретические нюансы важны для понимания теории, поэтому изучать теорию цвета лучше всего по проверенным источникам.
Как не испортить интерьер маленькой квартиры
Колористика не работает по математическим формулам вроде 2+2=4. Нет законов, которые бы одинаково работали в разных условиях. Но существуют обязательные принципы, которых всегда стоит придерживаться, чтобы не ошибиться.
- Сначала ответьте для себя на вопрос: вы хотите видеть жилье скорее светлым с темными и средними акцентами или темным с яркими и средними цветовыми акцентами? Это важно — определить цвет для помещения.
- Выбирайте из двух–трех базовых оттенков, не больше.
- Вы сведете шанс ошибки подбора цвета к минимуму, если возьмете за основу скандинавскую палитру. Она приближена к оттенкам окружающей среды. Эту натуральную палитру можно дополнять яркими контрастами, черным или белым, что никогда не испортит восприятие пространства. Плюс скандинавской палитры в том, что она идеально подходит для квартир с небольшой площадью — от 50 до 80 кв. м.
- Если же вы хотите добавить больше цвета в монохромную натуральную палитру, то яркие акценты лучше распределить по зонам. Так, в прихожей можно выделить зону с зеркалом — на него всегда обращают внимание. Не рекомендуется акцентировать цветом шкафы, потому что это движущиеся панели — их лучше тоже сделать монохромными, как стены. В гостиной на фоне монохромной экопалитры отлично будут смотреться желтые подушки, светильник, торшер или ваза. И этого будет достаточно, чтобы добавить яркости и не нарушить гармонию.
- Не бывает неправильных сочетаний цветов — только неправильная работа с ними. Не бойтесь экспериментировать: делайте небольшие выкрасы нескольких вариантов на стене, так вы увидите, как цвета реагируют на дневное/ночное освещение.
Подписывайтесь на наш официальный телеграм-канал. Всё самое интересное вы найдете тут